Сужение рыночных отношений

Процесс развития производства -  дифференциация продукции, изменчивость потребительских предпочтений. Индивидуализация производства и потребления. Предпочтения потребителей (запросы) все в большей степени приобретают индивидуальный характер.
Производство на заказ. В недрах рыночной экономики зарождается и развивается производство ориентирующееся на известный рынок на заказ потребителя. Рост производства на заказ связан с изменениями в технологическом процессе промышленного производства - внедрение гибких технологий, позволяющих индивидуализировать производство материальных благ. Созданием коммуникативных, информационных технологий.  
Адресное производство на известный рынок означает реальное появление власти над ценами, издержками; власти над рынком, ограничение действия его законов. Производство по заказу, для известного, адресного производителя товар перестает быть товаром в классическом своем понимании (продукт произведенный для обмена посредством купли-продажи).
Растет сфера услуг. Рост сферы услуг, характеризуется дальнейшим изменением ценообразования. Производство услуги в большей степени имеет индивидуализированный характер и приобретает рентный   характер ценообразования.
Рост планомерности производства и потребления. Современные маркетинговые методы ориентированы на исследования нужд потребителей на ранних стадиях или вообще формируют спрос на некоторые продукты. Неопределенность рынка преодолевается посредством контрактов, по которым устанавливаются цены и объемы поставок на длительный период.
Потребительная стоимость «товара» формируется уже на стадии производства, что способствует усилению плановых начал в производственной деятельности и ограничению сферы действия стихийных рыночных сил.
Рост внутрифирменного планирования внутри отдельных крупных производственных комплексов, монополий или между ними. Особенно сильна тенденция развития планомерных хозяйственных отношений в отраслях с вертикальной интеграцией по производству конечного продукта. Создается система контроля, на всех этапах производства, закупки сырья, цен. Цены имеют трансфертный характер.
В экономике сужается пространство стихийного процесса поиска рациональных связей, уменьшается колебательный характер стоимости. Метод стихийного рыночного процесса проб и ошибок, действия закона стоимости дополняется методом точных расчетов.
Развитые кредитные отношения и институты (биржи, рынки ценных бумаг), а также информационные технологии их обслуживающие - электронные деньги, интернет и т.д. создают реальную возможность концентрации индивидуальных капиталов их перелива, имеют следствием придание капиталу (самовозрастающей стоимости) общественного характера.
Рыночная экономика постепенно подходит к такому состоянию, когда становится необходимым информационные институты, определяющие потребности и возможности производства, причем не стихийно как при действии рыночного механизма.