Предшественники маржинализма

К предшественникам маржиналистов относятся мыслители, которые ставили проблему ценности в зависимости от благ и от их полезности. Такую постановку проблемы можно найти еще у Аристотеля.
Наибольшую известность как предшественник маржинализма получил немецкий экономист Герман Генрих Госсен (1810-1858). В работе «Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности» опубликованной в 1854. Г. Госсен сформулировал законы, оставшиеся совершенно незамеченными современниками. Только много времени спустя австрийские экономисты (Менгер, Джевонс и Визер) независимо друг от друга пришли к такому же объяснению ценности.
Первый закон Госсена отражает принцип убывания предельной полезности. «Величина одного и того, же удовольствия постоянно уменьшается вплоть до насыщения, по мере того как мы без помех испытываем это удовольствие».  Второй закон описывает условие, при котором потребитель достигает максимальную полезность от потребления набора благ. «Для того чтобы достигнуть максимальной суммы удовольствий, индивид, имеющий выбор между различными видами удовольствий, но располагающий недостаточным временем, чтобы испытать их все, обязан… испытать их все частично еще до того, как он полностью испытает наиболее сильные из них. Отношение между ними должно быть таким, что в момент прерывания величина всех удовольствий одинакова».   

50. Затратные и меновая концепции цены.
В экономической науке сложились два принципиально различных подхода к пониманию того, какова природа цены и, соответственно, что за ней стоит. В одном случае, цена, как денежная оценка блага, имеет субъективный критерий оценки – полезность блага, определяемая со стороны субъекта. Речь идет о субъективной основе оценки – личностном, представлении о полезности блага. Благо полезно тем, что способно удовлетворить определенную нужду, надобность человека. В другом случае, критерием оценки выступает некий внешний, по отношению к человеку объект, т.е. от воли и сознания не зависимая некая норма или объективная данность. За ценой стоит ценность (стоимость), оцениваемая не субъективно, а с позиций объективности - затраты труда или издержки фактов производства.
В самом общем виде, различия в подходе к пониманию основания цены, отражают различия классического экономического знания (теория трудовой стоимости), нашедшей свое наиболее полное отражение в марксистской политической экономии и теория предельной полезности.