Логический и исторический методы

В современных познавательных практиках (науке) признается самостоятельность развития объективной реальности (истории) и идеального (теоретического) ее отражения. Признается относительная самостоятельность существования истории, как некого ряда реально существовавших событий и фактов и схемы, логической системы отражения этого процесса. Это дает основание предполагать существование двух научных методов исследования – исторического и логического (теоретического).
Исторический метод – способ исследования, при котором изучается появление, становление и развитие объекта; логический метод – способ воспроизведения развивающегося объекта в его существенных закономерностях и связях. Относительная самостоятельность логического отражения исследуемой действительности выражается в том, что при этом методе сознательно формулируется предмет исследования, используется выработанный предварительно понятийный  аппарат, а также формулируются цели и задачи исследования. Поскольку предмет логического (он же теоретический) анализа, его цели и задачи могут быть различными, постольку возможна инвариантность (различие вариантов) постижения исследуемого «исторического». Например, одно дело исследование товарно-денежных отношений рыночного хозяйства. И совсем другое дело, если мы исследуем становление и развитие производственных отношений в связи с совершенствованием материальных производственных сил общества. Понятно, что в этих случаях мы имеем различную логику исследуемого нами исторического процесса.  
Метод единства исторического и логического. В материалистической диалектике признается единство  исторического и логического методов. Исторический процесс как объективный процесс первичен, логическое же  выступает лишь как отражение в сознании повторяющихся, существенных связей между событиями и фактами реальной   действительности. Логический и исторический методы отражают одно и то же, с той лишь разницей, что логический метод освобожден от конкретных исторических событий и случайностей, он нацелен на воспроизведение сути развития объекта. Исторический же метод исследования можно представить как тот же логический метод только в исторической форме. Логика развития предмета здесь представлена как чередование исторических событий.
Каждый метод предполагает другой метод. Нет логического, без конкретного чередования исторических фактов, равно как не может быть исторического исследования (накопление эмпирических фактов) без определенной, пусть не всегда очевидной, логики.