Культурно-исторические и философские основания теории маржинализма. Маржинализм.

Одним из значительных событий в истории экономической науки следует считать маржинальную революцию. Утверждение в экономической науке метода предельного анализа действительно произвело радикальные изменения в ее методологических основаниях, привело к изменению предмета исследования, и к изменению названия науки. Сменив аксиоматические, прежде всего мировоззренческие основания, маржинализм смог стать альтернативой классическому направлению в экономической науке. Маржинализм – это направление экономической мысли, возникшее как альтернатива классической политической экономии. В ее основу легла теория оценки благ на основе субъективных представлений о их полезности и  использовании в измерении ценности благ предельных величин. Сутью экономического анализа в маржинализме стал анализ изменений предельного приращения экономических показателей и их влияние на зависимые от них переменные – объем и величина спроса, издержки, цены.    
Принципиальное отличие маржинализма от классического направления в экономической науке, что и стало его характерной его чертой – индивидуализм. Хозяйство, воспринимается как среда деятельности индивида, а не совместный общественный процесс производства. Маржинализм – субъективистское направление в экономической науке, построенное на принципах индивидуализма, гедонизма, основала свои рассуждения о поведении человека хозяйствующего - на психологическом принципе утилитаризма.
В западно-христианском религиозном менталитете (мировоззрение) человек вообще и каждый в отдельности полагается независимым субъектом мышления и деятельности, самоценный самодеятельный субъект, обладатель собственности, субъект политического процесса. Каждый человек уникален, имеет свои ему присущие особенности когнитивные, физиологические, психологические и благоприобретенные социальные. С точки зрения «экономизма» эти отличия могут быть реализованы лишь опосредованно, через рыночный обмен. Индивидуальная особенность  человека получает общественное признание, «вес» посредством механизма рыночного «взвешивания».
В основу теоретической конструкции маржинализм изначально кладет поведение единичного, частного хозяйствующего субъекта руководствующегося в хозяйственной жизни своим личным субъективным выбором и  предпочтением. Предмет исследования здесь, в той или иной редакции, звучит как «исследование деятельности, поведения экономических субъектов в условиях ограниченных ресурсов с целью максимизации ими своей выгоды, пользы». В ходе маржинальной революции произошедший отход от классических представлений А.Смита. Это не столько ревизия основ понимания хозяйства и хозяйственной деятельности, сколько модификация идеи о «богатстве народов», означающий переход к концепции первичности частного благосостояния «экономического человека» «Экономичность», «продуктивность», «разумность» с общественного производства опускается на уровень частного производителя.  
Если мировоззренческой основой маржинализма был индивидуализм, получивший распространение, как идея, в западно-европейской культуре, то психологической основой маржинализма стало учение Д. Бентама.