Концепция маржинализма

Концепция маржинализма основана на адаптации ценовых решений к текущему перспективному спросу, т.е. цена подстраивается под платежеспособный спрос. Значение покупателя решающее. Мерой изменения цены является динамика объемов производства.
Оптимизация принимаемых ценовых решений связана с оценкой альтернативных затрат (какую продукцию выгоднее производить). Отсюда необходимость расчета альтернативной эффективности производства товаров на основе затрат и доходов.
Цены на рынках потребительских товаров австрийская школа определяет субъективными оценками отдельных индивидуумов в отношении предельной полезности соответствующих товаров. Эти субъективные оценки предопределяют меновые пропорции, которые складывались на рынке.  
Теория меновой цены (стоимости) выводится из законов обмена различных полезностей благ. Баланс полезности с обеих сторон обменивающихся приведет к обмену. По Джевонсу меновое отношение товаров это обмен их как полезностей. Обмен может состояться тогда, когда один субъект обнаружит в другом товаре еще большую полезность, чем та, которой обладает его собственный продукт. Цена предмета – зависит исключительно от его полезности.
Предельная полезность и определяет меновые пропорции. Эта концепция была поддержана П. Самуэльсоном. «Предельная полезность товара пропорциональна его цене».  Особенность этой концепции меновой стоимости субъективностью ощущений потребителя оторванного от рынка. Но он должен дать оценку полезности товаров, цена (оценка) которых формируется не им, а рынком. Меновая стоимость сводиться здесь к полезности товара к его потребительной стоимости. Однако определить меновую стоимость товара полезностью практически невозможно.
В рыночной экономике полезности распределяются согласно ценам. Цена соответствует предельной полезности блага по степени насыщенности и важности его на рынке. При повышении цен происходят сдвиги в структуре спроса и потребления. Если растут цены, товаров, то их относительная полезность падает. На каждый рубль, затрачиваемый покупателем на приобретение товаров, он будет стремиться приобрести равные предельные полезности. Или, рубль, затраченный на один товар, должен приносить такую же полезность, что и на другой.