92. Гранты как форма поддержки инициативных научных исследований.

В целях главы 25 «Налог на прибыль» Налогового кодекса РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество в случаях, если они удовлетворяют следующим требованиям:

  1. Предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями грантодателей по перечню, утвержденному Правительством РФ. Этот перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2002 №923.
  2. Предоставляются на проведение конкретных научных исследований.

Грантополучателями могут быть: отдельные научные работники; временные коллективы научных работников; организации в целом (преимущественно научные).

Заявка на грант включает в себя 2 основных блока вопросов:

  1. информация о самом ученом, который входит в коллектив;
  2. заявка на проведение конкретного научного исследования.

Основным результатом конкретных научных исследований является интеллектуальный продукт, воплощенный в научно-технической документации (публикациях).

Планирование и написание заявок на гранты

Заявки на гранты, подаваемые в частные фонды и в государственные организации, обычно различаются по форме. Частные фонды обычно просят прислать сначала короткое письмо с изложением сути проекта, во многих случаях в дальнейшем потребуется прислать полную версию проекта. Источники государственного финансирования почти всегда требуют заполнить определенное число стандартных форм помимо самой заявки.

Рассматриваем государственные фонды. Требования к грантополучателям у фондов (рассматриваем РФФИ и РГНФ) достаточно схожи.

Грант выдается на конкурсной основе. У фонда своя экспертная комиссия. Гранты даются на срок от 1 до нескольких лет (возможно и на 3 года). Грантодатель требует промежуточной отчетности и окончательной отчетности + финансовую отчетность. Ученый, не предоставивший отчета о гранте, не обязан вернуть деньги, но теряет свою репутацию.

Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования в виде гранта, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках такого целевого финансирования и представить в налоговые органы соответствующий отчет. Доходы от грантов, удовлетворяющих перечисленным условиям, не учитываются при определении налоговой базы налога на прибыль организаций.

Кроме того, условием предоставления фондами финансовой поддержки является обязательство ученых сделать результаты исследований общественным достоянием, непременно опубликовав их, в том числе обязательно и в российских изданиях.

Различия между РФФИ и РГНФ существуют в оформлении заявок. В РФФИ разработана подсистема «Грант в Интернет». Основной целью ее разработки стало предоставление возможности осуществлять через Интернет основные операции по подаче заявок и отчетов по конкурсам РФФИ, экспертизе этих заявок, а также обеспечение оперативного доступа к открыто информации. Все заявки должны содержать: титульный лист; данные о проекте (название проекта, вид конкурса, область знания, количество исполнителей, сроки выполнения, ориентировочный объем финансирования); данные о руководителе и основных исполнителях; данные об организации; содержание  проекта. Существует ряд недостатков, связанных с осуществлением грантового финансирования: 1. небольшой размер грантов (особенно от госфондов; Средний размер гранта в 2006 – 300 тыс.руб., в 2008 макс размер – 500 тыс.руб – цифры по РФФИ); 2. решение, принимаемое при рассмотрении заявок на гранты, может быть не всегда объективным 3. результаты, часто остаются неиспользованными