9. Основные модели рынка. Конкуренция и ее роль в экономике

Основные модели рынка. Конкуренция и ее роль в экономике

Конкуренция – действия предпринимателя, направленные на создание своего круга потребителей, расширение этого круга при одновременном воздействии на потребителя других предпринимателей.

4 типа рыночной экономики:

1) совершенная конкуренция

2) олигополия

3) монополистическая

4) монополия

1 – огромное количество фирм конкурируют между собой за потребителя

Число фирм: очень много; вид продукции: стандарт; контроль над ценами: отсутствует; условие вступления в отрасль: очень легкие/препятствия отсутствуют; ценовая конкуренция: отсутствует; примеры: с/х, биржа.

2 – власть немногих, т.е. власть на рынке сосредоточена между несколькими предприятиями

Число фирм: несколько; вид продукции: стандарт и дифф; контроль над ценами: ограниченный, взаимно зависимый; условие вступления в отрасль: есть существенные препятствия; ценовая конкуренция: типична, особенно при дифф продукта; примеры: приборы бытовые, автомобили.

3 – неконкурирующие фирмы продают различную продукцию

Число фирм: много; вид продукции: дифф; контроль над ценами: некоторый, но в довольно узких пределах; условие вступления в отрасль: легкие; ценовая конкуренция: значительный упор на рекламу; примеры: одежда, обувь.

4 – один продавец

Число фирм: одна; вид продукции: уникальный; контроль над ценами: значительный; условие вступления в отрасль: блокировано; ценовая конкуренция: связи фирмы с общественными организациями, реклама; местные предприятия общественного спроса.