77. Концепция «бриллианта» (М.Портера) в стратегическом менеджменте.

Под конкурентным преимуществом Портер понимает способность страны использовать свои ресурсы, связанные с положением, таким образом, чтобы быть конкурентоспособной на международном уровне.

Доля рынка, уровень прибыли фирмы определяются тем, на­сколько эффективно компания противодействует конку­рентным силам. Структурный анализ отраслей М. Портер рекомендует осуществлять на основе анализа пяти сил, определяющих конкуренцию в отрасли (текщая конкуренция, угроза появления новых конкурентов, угроза товаров субститутов, взаимоотношение с потребителями и отношения с продавцами).

Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли и предопределяет в конечном счете прибыльность отраслей. В тех отраслях, где действия этих сил складываются благоприятно, многочисленные конкуренты могут получать высокие прибыли от вложенного капитала. В тех же отраслях, где одна или несколько сил действуют неблагоприятно, очень немногим фирмам удается долгое время сохранять высокие прибыли.

Большое внимание М. Портер уделяет анализу детерминант конкурентного преимущ-ва страны («бриллиант» конкурентных преимуществ)

Национальный «бриллиант» – это система, компоненты которой взаимно усиливаются. Каждый детерминант влияет на все остальные. Так, большой спрос на прод-цию фирмы сам по себе не даст ей конкурентного преимущ-ва, если острота конк-ции недостаточна, чтобы фирма приняла этот спрос к сведению. Чтобы получить и удержать конкурентное преимущ-во в наукоемких отраслях, нужно иметь преимущество во всех составных частях «бриллианта». Преимущ-во по каждому детерминанту не является предпосылкой для преимущества в отрасли. Конкурентное преимущество страны определяется преимуществом совокупности взаимосвязанных отраслей.