75. Функциональный уровень стратегического планирования. Основные типовые инновационные стратегии. Типовые бизнес-стратегии. Продуктовые и процессные инновации в их реализации.

Страт. планирование – наиболее значимый вид планирования в долгосрочной перспективе; предполаг. не только планирование будущих , но и возможных последствий от решений, принимаемых в настоящем. Существует 3 уровня стратегического планирования: 1) Корпоративная стратегия – описывает общее направление роста фирмы, развития его производственно-сбытовой деятельности. Показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель тов и услуг. 2) Деловая (бизнес-страт.) – для каждого вида деят-ти обеспечение его долгоср. конкур. преимуществ. 3) Функциональная – стратегии, разрабатываемые функциональными отделами и службами предприятия на осн. корпоративной и деловой стратегии. Сюда относятся стратегии: 1) маркетинга, 2) НИОКР, 3) пр-ва, 4) кадровая, 5) снабженческая, и др.

Можно выделить несколько типовых стратегий, связанных с тех­нологиями, которые используются одновременно, но с различными акцентами.

1) Наступательная стратегия (ли­дерства) характеризуется высокой возможностью окупаемости и высо­кими рисками; требует крупных ресурсов.

2) За­щитная инновационная стратегия - незначительные улуч­шения технологий и достигается за счет низких издержек производства, характеризуется невысокими рисками.

3) Стратегия лицензирования (по­глощающая) предполагает приобретение лучших научно-технических результатов, полученных другими компаниями; характеризуется риском недоразвития собственной исследовательской базы и, как следствие, возможной потерей научно-технического лидерства.

4) Стратегия лицен­зирования (поддерживающая) - продажа лицензий в случае невозможности использовать или дорабатывать определенную техноло­гию, либо с целью отвлечь конкурентов от собственных ИР, которые могли бы закончиться патентной защитой.

5) Промежуточная - направлена на поиск свободных рыночных ниш, заполнение пробелов в специализа­ции инноватора, сознательное исключение прямой конфронтации (не выходить на рынок с тем же продуктом). Использование стратегии огра­ничено наличием свободных рыночных ниш.

6) Стратегия создания рынка заключается в разработке и предложе­нии потребителю совершенно нового продукта, основанного на передо­вой технологии. Инноватору обеспечена высокая норма прибыли при незначительных рисках (нет конкурентов).

Типовые бизнес-стратегии. Процессные и продуктовые инновации в их реализации.

Бизнес стратегия – план действий, предпринимаемый для получения конкурентного преимущества на рынке отдельного продукта (услуги). Стратегия основывается на сильных сторонах фирмы и показывает, за счет чего организация может получить устойчивое преимущество над конкурентами.

1. Стратегия лидерства в издержках используется для стандартизо­ванных продуктов и может достигаться за счет экономии на масштабах произ­водства;

2. Стратегия дифференциации означает создание цен­ности для потребителя особенными ка­чествами и характеристиками товаров и услуг, закрепленными, чаще всего, сильной торговой маркой.

3. Стратегия фокусирования предполагает сосредоточение внимания на одном сегменте рынка, определенной группе покупателей или на ограниченном гео­графическом сегменте рынка.

4. Гибридная интегрированная стратегия низких издержек (дифференциации), когда лидерство фирмы в минимизации издержек позволяет потребителю не ощу­щать дополнительную цену, установленную за дифференциацию товаров.

Продуктовые инновации позволяют предприятию устанавливать более высокую цену по отношению к издержкам производства единицы продукции, чем обычно имеет место на данном рынке.

Технологические (процессные) инновации способствуют максимизации прибыли за счет снижения издержек производства и за счет повышения качества продуктов без их значительного удорожания.