74. Назначение стратегического плана инновационной фирмы. Понятие миссии, стратегические намерения, стратегии.

Назначение стратегического плана — четко и системно опи­сать стратегический выбор, сделанный фирмой в целях своего долго­срочного развития. Этот выбор должен последовательно воплощаться в решения и программы действий. Таким образом, стратегическое (предпринимательское) планирование заключается в формулировании ряда альтернативных путей или средств достижения выбранных целей с применением процедур систематического сравнения и оценки. При этом процесс является непрерывным — для того чтобы стратегический план оставался актуальным, он должен оперативно корректироваться по мере изменения внешней и внутренней среды фирмы

Чем длиннее горизонт планирования, тем дефицитнее информация и менее надежны прогнозы, к тому же определенная жесткость, вносимая любым планом, ведет к некоторой бюрокра­тизации управления.

Элементом стратегического планирования является разработка стратегической миссии и стратегического намерения фирмы и определе­ние миссии и намерений основных конкурентов.

Страт. план должен включать: 1)описание бизнеса, в кот. находится ф. и ее базовый рынок; 2) описание тов. рынков, кот. образуют базовый, позиционирование по кажд. тов. рынку; 3) описание объективной привлекательности рынков, SWOT–ан.; 4) осн. долгоср. цели ф.: развитие конкур. преимуществ (рост, стабильность), развитие эффект-ти (оборот, R&D, менеджмент, квалифицир. раб. с.), развитие гибкости ф. (число независ. технологий, уровень R&D, число независ. покуп-лей, число независ. сегментов рынка, ликвидность); 5) план того, как выбранные стратегии преобразуются в оперативные действия; 6) определение колич. показ-лей в соотв. с качеств-ми показ-лями страт. плана.

Задачи страт. планир-я: 1) распределение ресурсов, 2) адаптация к внешней среде, 3) внутр. координация. Этапы страт. план-ия: 1) ан. и оц-ка внешней среды, 2) ан. внутр. среды, 3) постановка целей, 4) ан. страт.тернатив, 5) выбор стратегии.

Стратегическое намерение определяет уровень лидерства, на ко­торый претендует фирма на данных рынках, задает общую ориентацию, которая будет переведена в количественные термины в программах действий каждой бизнес-единицы фирмы. Возможные варианты — страте­гия лидера, «бросающего вызов» (корпорация «Интел» стремится стать главным поставщиком микропроцессоров для компьютерной отрасли); стратегия следующего за лидером; стратегия специалиста.

Стратегическая миссия описывает область деятельности фирмы, базовый рынок, основные принципы в отношении экономических и не­экономических показателей, постулирует ее систему ценностей. Задача стратегической миссии во внутренней среде фирмы — дать персоналу понимание целей фирмы и помочь в выработке единой позиции, укре­пить корпоративную культуру. Во внешней среде стратегическая миссия способствует созданию цельного образа фирмы, объясняя, какую эконо­мическую и социальную роль в обществе она стремится играть и какого восприятия со стороны клиентов, партнеров, акционеров, персонала она добивается. К необходимым элементам стратегической миссии отно­сятся:

история фирмы или краткое сообщение о ее происхождении и последующем развитии, что является существенным для лучшего пони­мания сегодняшнего момента и значения, которое придается определен­ным целям внеэкономического характера;

определение области деятельности — определение бизнеса не в технологических терминах, а через основные функции продукта/услуги или удовлетворяемые потребности;

приоритетные цели и ограничения, которые формулируются руководством фирмы или ее владельцами и являются одновременно об­щими указаниями и ограничениями, обязательно учитываемыми в стра­тегическом планировании (например, рост доли рынка, сохранение се­мейного управления, этические и моральные ценности в отношениях с клиентами, поставщиками, отказ от, некоторых видов деятельности, со­хранение численности персонала),

основное стратегическое намерение — общая ориентация, пе­реводимая в количественные термины программ действий для каждой бизнес-единицы.