73. Управление стоимостью предприятия и роль в нем инновационных проектов.

Суть концепции сводится к следующему: с точки зрения акционеров (инвесторов), управление ею должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости фирмы и ее акций, т.к. такой рост позволяет акционерам (инвесторам) получать для них самый значимый по сравнению с другими его формами доход от вложений в фирму – курсовой де­нежный доход от перепродажи всех или части принадлежащих им акций либо курсовой неденежный доход, выражающийся в увеличении стоимости (ценности) принадлежащих акционерам чистых активов, а значит и суммы их собственного капитала.

Концепция предпола­гает, что менеджеры фирмы нацеливаются на действия и управленч. решения, которые не столько увеличивают текущие либо надежно планируемые на ближайшие периоды прибы­ли фирмы, сколько создают основу для получения гораздо боль­ших и даже, возможно, четко не прогнозируемых прибылей в более отдаленном будущем, что, способно резко повы­сить текущую или будущую рын. стоимость компании.

На рын. ст-ть фирмы могут повлиять конкретные инве­стиц. проекты фирмы, связанные, как правило, с созда­нием и освоением продуктовых и процессных инноваций - инновационные проекты. Именно они способны принести компании дополнительные прибыли и ДП в результате вы­ведения на рынок новых продуктов, повышения качества ранее выпускавшейся продукции и снижения себестоимости продукции и операц. издержек предприятия. Но они же, буду­чи достаточно дорогостоящими, из-за маркетинговых и научно-технических ошибок способны принести фирме огромные убытки, причем тем большие, чем более радикально новые продукты или процессы создаются и осваиваются.

Другим типом проектов, которые способны существенно повлиять на уровень текущих и особенно ожидаемых изменен­ных издержек и прибылей компании, выступают проекты по реорганизации (более широко – реструктуризации) компании с целью, например, увеличить степень ее вертикальной и гори­зонтальной интегрированности в отношении выпускаемой профильной продукции либо повысить ее (или выделяемых из нее структур) инвестиц. привлекательность, кредитоспо­собноть, надежность в качестве делового партнера.

Задачами менеджмента тогда могут стать:

• для открытых компаний – обеспечение владельцам ком­пании будущего курсового дохода, который в результате роста стоимости акций должен быть получен после того, как фирма сочтет возможным опубликовать сведения об инновац. и/или реорганизац. проектах, когда они уже настолько про­двинуты, что подобная публикация не повредит самим этим про­ектам;

• для закрытых компаний – то же, но с той разницей, что в планы менеджмента тогда должно еще войти преобразование фирмы к указанному будущему моменту времени в открытую компанию с обеспечением минимально требуемой степени ликв-ти ее акций, чтобы владельцам компании стало бы реально без чрезвычайных издержек трансакций продать свое долевое участие в фирме.

Роль инновац. проектов.

Успешные инновац. проекты действительно являют­ся капиталоемкими, но способными приносить компании-инноватору длительное время значительные прибыли, если уда­стся добиться закрепленной охраняемыми патентами на изо­бретения инновац. монополии, которая в свою очередь по­зволит либо проводить ценовую политику «снятия сливок», либо успеть за это время закрепить клиентуру и затем максимизировать повторные продажи закрепленным клиентам.

Созданная в результате получения «технологической форы» инновационная монополия носит временный характер и длится в среднем всего лишь 1,5–2 года. Однако даже если фирма-инноватор будет в теч. упомянутого периода только получать повышенные при­были (т.е. осуществляя продажи по резко повышенной цене), она все равно, как правило, сумеет остаться на рынке и после завершения своей инновац. монополии.

Успешные инновационные проекты, следовательно, способны не только резко, но и надолго (с пер­спективой дальнейшего роста) поднять рын. стоимость предприятия. Наблюдаемой в мире закономерностью выступает то, что видимый для уча­стников фондового рынка успех в инновац. проектах существенно повышает стоимость компании (ее акций) еще до того, как можно сколь-либо четко просчитать ожидаемые при­были от дальнейшей коммерциализации новшества.