70. «Агентская проблема» в менеджменте.

Агентская проблема - конфликты интересов акционеров, держателей облигаций и менеджеров,  которые ведут к возникновению потерь, которые несет принципал (собственник).

Каждая из сторон имеет личные цели и действует в разной рыночной среде. Акционеры приумножают своё богатство в виде акций, приносящих дивиденды, на фондовом рынке, а менеджеры стремятся максимально дорого продать свою рабочую силу на рынке труда. В этой связи у менеджеров появляется ряд оснований для того, чтобы управлять фирмой вразрез с интересами собственников:

1) у менеджеров возникают определённые предпочтения в области представительских расходов.

2) менеджеры предпочитают тяжёлой работе отдых. Предпринимают усилия, если они принесут им дополнительные выгоды. Если выгоды будут доставаться акционерам, предпочтут отказаться от расходов сил;

3) негативное отношение к риску. Акционеры диверсифицируют свой риск, приобретая акции различных компаний. Судьба доходов менеджеров связана с деятельностью одной компании.

4) реализация интересов происходит в разных временных промежутках (менеджеры заинтересованы в достижении краткосрочных целей з/п), а акционеры – долгосрочных (рост дивидендов)).

Виды ассиметрии:

Асимметрия интересов. Интересы акционеров – максимизация прибыли (в виде дивидендов и курсовой разницы). Интересы менеджеров – з/п + привелегии.

Асимметрия информации – когда агент обладает информационным преимуществом по сравнению с принципалом. Агент намного лучше принципала осведомлён о своих истинных намерениях, и его деятельность не поддаётся непосредственному наблюдению принципала, а по конечным результатам не всегда можно судить о качестве принятых решений.

Асимметрия полномочий – менеджеры могут влиять на курсовую стоимость акций, придержав выгодные сделки. Могут снизить курс акций, осуществить сделку, а потом сыграть на разнице.

Неполные контракты. Сторонам по контракту приходится устанавливать право принятия решения в обстоятельствах, не предусматриваемых в контракте. Но это право фактически принадлежит именно менеджерам ввиду того, что инвесторы по определению не обладают достаточно квалификацией и информацией для принятия оптимального решения.

Менеджеры могут совершать инсайдерские операции: попытки различными способами (часто незаконными) извлечь средства из компании для личного потребления.

Методы решения агентской проблемы.

 «Американская модель»: ставка делается на максимальную ликвидность акций предприятия на вторичном рынке капитальных участий. При неэффективной деятельности менеджеров стоимость акций будет падать, что может привести к увеличению спроса на них со стороны других инвесторов, которые, вероятно, будут играть на повышение курса. В итоге владельцы акций предприятия сменятся и будут оказывать влияние на менеджера, либо сместят его с занимаемой должности.

«Германо-японская» модель делает ставку на то, что ограничить противоправные действия менеджеров можно в такой ситуации, когда предприятие входит в группу «домашнего банка», который имеет в какой-либо мере исключительные права на обслуживание предприятия,

Третья методика, «реализуемая повсеместно», заключается в том, что менеджеров можно стимулировать к действиям в интересах акционеров, увеличивая в их оплате долю премий в виде участия в прибылях, заменяя часть их оклада на акции предприятия, премируя менеджеров в форме опционов на покупку акций управляемых ими фирм.