7. Модель экономического человека и ее критика

7. Модель экономического человека и ее критика: понятие ЭЧ, значение модели ЭЧ, содержание модели у Смита, неоклассиков, неоинституционолистов; критика модели ЭЧ.

Концепция экономического человека основана на идее А. Смита о воздействии «невидимой руки», или сил рынка, на эгоистичного предпринимателя, преследующего личный интерес и осуществляющего хозяйственную деятельность в условиях минимального вмешательства государства в сферу рыночных отношений. Соответственно, модель «экономического человека» исходит из допущений об определяющей роли личного интереса субъекта в мотивации его поведения. ЭЧ - эгоист, обладающий естественной свободой, которая ограничена совестью и общепринятыми нормами; производитель благ, стремящийся к собственной выгоде. Этическим оправданием эгоистических действий «экономического человека» служит отождествление его личной выгоды с общественной пользой. Критика: Есть возможность противоречия личного и общественного интересов; независимость средств к существованию от заслуг перед обществом; игнорирование поведения потребителей, в т.ч. обусловленного внеэкономическими факторами

Неоклассики. Бэккер. ЭЧ обладает неизменными во времени вкусами и предпочтениями, а также всеобщими качествами, присущими людям вне зависимости от исторических условий существования. Рациональное поведение человека может быть ориентировано на общественные интересы. Критика: Повышенная абстрактность модели; учитывает иерархию будущих предпочтений человека, которая ему самому на момент принятия решения не известна

Самуэльсон. Потребитель, делающий непротиворечивый выбор, предпочитая один вариант другому. Экономическая рациональность поведения не противоречит общественному интересу. Критика: Не учитывается информация о потребностях и об альтернативных издержках выбора

Неоинституционалисты. Хайек. Приспосабливающийся к неопределенности, соблюдающий общий порядок, который не является продуктом человеческого разума, а возникает спонтанно; конфликтующий с другими «экономическими людьми». Общественные интересы реализуются в рамках социальных институтов, вырабатывающих общие беспристрастные правила и нормы. Критика: Неустранимость фактора случайности; ошибочность допущения, что общие правила и нормы являются достаточным условием для обеспечения свободного общества.

Шумпетер. Предприимчивый, способный к творчеству; самоценность прибыли невелика. Интересы сообществ и индивидов могут в чем-то совпадать, а в чем-то конфликтовать, причем относительный баланс совпадений и конфликтов может меняться. Реализация общественных интересов рассматривается в рамках концепции демократического представительства и политического рынка, управляемого рациональными решениями его участников. Критика: Не объясняет внерыночные механизмы отношений обмена; не учитывает многообразие мотивов поведения.

Проблемы модели в целом:

явления рассматриваются как чисто экономические, но реальная жизнь протекает в многомерном пространстве;

модель ориентирована на процесс получения материальных средств, необходимых для удовлетворения заданных потребностей человека, не учитывает влияние неэкономических факторов деятельности, хотя рынок подразумевает не только экономическую свободу, но и определенные социальные, экологические, правовые, этические и иные требования к поведению субъектов,

безразличие модели к нравственным регуляторам поведения, отсутствие нравственного фактора в экономике и деформаций в системе рыночных отношений от неэтичного поведения рационально устремленных субъектов.