69. Оценка рыночной стоимости инновационного бизнеса: имущественный и рыночный подходы.

1) Рыночный подход. Это способ, основанный на информации о продаже акций или всего акционерного капитала аналогичных компаний. Основным преимуществом является определение цены исходя из реально сложившихся на рынке спроса и предложения на данный бизнес риск.

А) Метод компании аналога (метод рынка капитала)

Опираясь на текущие или прогнозные оценки величин чистой балансовой стоимости, прибыли или денежного потока, определить его обоснованную рыночную стоимость по аналогии с соотношением в настоящее время этих показателей и цен на акции у сходных предприятий данной отрасли, котируемые на бирже.

Алгоритм метода рынка капитала сводится к следующему.

Шаг 1. Поиск компании-аналог

Шаг 2. Взятие на фондовом рынке стоимости ран одной акции компании-аналога и умножение ее на количество ее акций, находящихся в обращении (Nобр): Цан = ран * Nобр

где No6p = Nвык – Nнеразм ; N - общее количество акций компании-аналога; Nвык - число акций, выкупленных компанией-аналогом; Nнеразм - количество акций компании-аналога, еще не размещенных на рынке.

Шаг 3. Составление по компании-аналогу ценовых соотношений (ценовых мультипликаторов) типа "Цена/Прибыль", "Цена/Прибыль до процентов и налогов" и пр. где "цена" - это рыночная цена компании-аналога (Цан).

Шаг 4. Вычисление оценочной стоимости (Цок) - произведение одного из ценовых соотноше­ний на показатель оцениваемого предприятия.

Б) Метод отраслевых коэффициентов

Модификация метода рынка капитала, в которой ценовым мультипликатором выступает соотношение "Цена/Валовый доход" (то же самое- "Цена/Выручка", "Цена/Объем реализации" ).

Его применимость ограничена специфическими от­раслями - теми, в которых действительно наблюдается корреляция между ры­ночной стоимостью компаний и объемом реализации. Такими отраслями являются отрасли топливно-сырьевого комплекса, а также прочие конкурентные отрасли с явно выраженным стандартизированным продуктом.

2) Имущественный (затратный) подход. Предполагает оценку предприятия по сумме рыночной или ликвидационной, но не балансовой стоимости его активов - за вычетом совокупной кредиторской задолженности фирмы на момент ее оценки. Согласно "идеологии" этого метода, оцениваемое предприятие стоит столько, сколько стоит его имущество (за вычетом задолженности фирмы).

Существуют два основных метода оценки, базирующиеся на определении стоимости активов:

А) Метод чистых активов. Статьи бухгалтерского баланса приводятся к рыночной стоимости. Оценка проводится в несколько этапов:

  • анализ бухгалтерских балансовых отчетов;
  • внесение учетных поправок (кор­ректировок);
  • перевод финансовых активов в рыночную стоимость;
  • оценка рыночной стоимости ма­териальных и нематериальных ак­тивов;
  • перевод обязательств в текущую стоимость.

В результате проведенных работ стоимость собственного капитала компании рассчитывается как ры­ночная стоимость совокупных активов минус текущая стоимость всех обя­зательств.

Б) Метод ликвидационной стоимости. Метод ликвидационной стоимости применяется в случае, если у оценщика имеются обоснованные сомнения относительно продолжения функционирования предприятия в будущем. При определении ликвидационной стоимости активов оценщик определяет стоимость активов с учетом ограниченного срока экспозиции при их продаже за вычетом затрат, связанных с ликвидацией предприятия Чистая выручка, получаемая после ликвидации активов предприятия и выплат его задолженности, приво­дится к текущей стоимости. Данный метод применяется, в частности, при банкротстве предприятий.