62. Направления хозяйственной политики (модели развития) научных предприятий при переходе к рыночным условиям хозяйствования.

В 2003 г. внутренние затраты на НИОКР в  России составили 1,28% ВВП, в то время как в странах с развитой экономикой общепринятая цифра, характеризующая долю затрат на науку в ВВП, колеблется в пределах 2,5–3%. Наша страна тратит на науку в 5 раз меньше, чем Германия, и в 25 раза меньше, чем США. В настоящее время доля расходов на НИОКР в России соответствует уровню 1946-1950 гг., а абсолютная величина общих расходов на науку –  началу 60-х годов.

Целесообразно изменить общие принципы государственного финансирования исследовательской деятельности, увеличив до 40% долю бюджетных ассигнований, распределяемых на конкурсной основе. В условиях перехода к инновационной модели развития важным вопросом является трансформация институциональной системы научных исследований. Унаследованная с советских времен система научных организаций, конечно, не может эффективно функционировать в новых рыночных условиях. В стране сегодня насчитывается  2338 государственных научных организаций, значительную часть которых (около 21,4%) составляют научно-исследовательские институты Российской академии наук.

В самые ближайшие годы должно быть сформировано исследовательское «ядро» государственного сектора науки, включающее в себя технически оснащенные, укомплектованные квалифицированными кадрами, достаточно крупные и финансово устойчивые научные организации. «Ядро» государственного сектора науки преимущественно составят федеральные центры науки и высоких технологий (сеть национальных лабораторий по прорывным направлениям науки и техники), государственные научные центры, межотраслевые центры науки, научно-образовательные центры, крупные университетские комплексы.

Не следует строго привязываться к определенному количественному показателю числа научных организаций, которые должны составить это «ядро» . Базируясь на опыте развитых стран, можно предположить, что оптимальное число таких организаций должно колебаться в пределах 100–200.

За счет реструктуризации государственных научных организаций на основе использования и распоряжения государственным имуществом в сфере науки требуется ускоренное создание и развитие таких элементов инновационной инфраструктуры, как центры трансфера технологий, коллективного пользования, технопарки и бизнес-инкубаторы, при этом должны формироваться устойчивые сетевые связи. Важнейшим элементом развития финансовой инфраструктуры инновационной деятельности должно стать создание федерального «фонда фондов» для развития системы венчурного финансирования в российских регионах.

В целом представляется оптимальным создать такой федеральный сектор науки, который включал бы в себя порядка 400–700 организаций, обеспечивающих результативную и бюджетно-эффективную реализацию функций государства на данном направлении.

Актуальной проблемой для России сегодня остается низкая активность организаций высшей школы в выполнении научных исследований. В настоящее время затраты на научную деятельность зафиксированы только в 40% российских. Вновь созданные частные ВУЗы практически не занимаются научно-исследовательской деятельностью.

Решение проблемы видится в обеспечении интеграции науки и образования. И для этого в России имеются соответствующие предпосылки. Сегодня около 700 членов РАН (из 1250) ведут преподавательскую и научную работу в вузах на постоянной основе или по совместительству. Более 250 институтов РАН совместно с вузами принимают участие в научной работе по Федеральной целевой программе «Интеграция». В институтах РАН имеется более 350 базовых кафедр 200 ведущих вузов страны, на которых обучается более 10 тысяч студентов. В вузах, колледжах и лицеях читают лекции и ведут практические занятия более 6 тысяч сотрудников РАН – докторов и кандидатов наук. По сути – это распределенный академический университет.