61. Осуществление инноваций на основе контрактации с заказчиками или экономической интеграции с заказчиками или поставщиками.

Выбор между интеграцией (И) и контрактацией (К) зависит от выбора продукта

Интеграция.  При И. легче осваивать сложные продукты. Интеграция - процесс слияния стадий производства, который способствует снижению транзакционных издержек, максимизация доли операций по выпуску продукта, выполняемых собственными силами, а также силами зависимых и аффилированных контрагентов.

Под вертикальной интеграцией понимается контроль одной фирмы (фирмы-интегратора) над двумя или несколькими последовательными стадиями производства и сбыта продукции. Под стадией производства и сбыта мы понимаем здесь любой процесс, в ходе которого к первоначальной стоимости продукта присоединяется добавленная стоимость, а продукт продвигается ближе к конечному потреблению.

Другой вид вертикальной интеграции — интеграция собственности, иногда называемая также корпоративной интеграцией. Интеграция собственности означает расширении собственнических прав на две и более стадий производства и сбыта продовольственной продукции. Это более глубокий вариант интеграции, при которой фирма-интегратор получает в собственность часть активов интегрируемых агентов.

Однако при И. увеличивается  доля специальных активов и повышаются риски.

Интеграция посредством:

-инвестиций в реальные активы

-инвестиции в финансовые активы

Приобретение контроля над необходимыми мощностями:

  • присоединение
  • поглощение (скупка достаточного пакета акций для введения в Сов. директоров своего представителя)
  • объединение(создание нового юр. лица вместо 2-х прежних)
  • слияние (обмен акциями чаще через крупных акционеров. Это даёт экономию Капиталовложений, времени по сравнению с новым строит-вом)
  • стратегические альянсы(обмен небольшими пакетами акций, самая слабая форма интеграции)

Контрактация – построение хозяйственных связей между партнерами (поставщиками сырья, услуг, комплектующих) на основе контрактов, привлечение независимых субподрядчиков по отдельным заказам. Основные плюсы контрактации – получение высококвалифицированных специалистов, ресурсов, отсутствие на балансе спец активов. Если закупка сырья, услуг в больших объемах, то предусматриваются скидки оптовые.  Если контракты не долгосрочные, то предприятие сохраняет гибкость и реагирует на конъюнктурные изменения; - Гибкая переспециализация, небольшие АУР.

При выборе типа контрактации выбирают тип контракта (договора):

(1) купли-продажи (поставка товара, предварит. определяется цена на рыночный аналог );

(2) подряда (предоставление услуг по разработке, производству т. подрядчиком. Оговариваются характеристики товара, но существуют риски невыполнения требований подрядчиком, которые лежат на нем. Если товар индивидуализирован, то приходится сначала разрабатывать его, затем производить, т.е. неопределенность – черта договора подряда. Ц. равновесия для подрядчика нет, поэтому используют модель – с\стоимость + вознаграждение(cost+fee) Если подрядчик сильный -то завысит Ц., однако если требуемых характеристик не будет достигнуто подрядчик должен вернуть аванс;

(3) лизинга – дог. аренды или поэтапной продажи. Прямой лизинг – предоставление оборудования в аренду с послед. выкупом. Финансовый лизинг – продажа предприятием оборудования лизинговой компании с немедленным взятием его же в аренду.

(4)договор аренды: предмет- услуги недвижимости;

(5) Лизинговые договора: предмет – права и технологии. цена лицензии устанавливается либо в виде паушального платежа , либо по схеме роялти или их комбинации.