56. Система бизнес–планирования: основные определения, этапы инвестиционного проектирования, назначение и цели. Виды бизнес – планов: назначения и цели.

Бизнес-план – это результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определённом рынке в сложившихся организационно – экономических условиях, он опирается на:

  1. Конкретный проект производства определённого товара или услуги
  2. Всесторонний анализ производственно – хозяйственной и коммерческой деятельности, целью которого является выделение её слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм
  3. Изучение конкретных финансовых, техника – экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Этапы инвестиционного проектирования:

  1. Маркетинговая оценка рынка – нужна ли данная продукция, определяется объем продаж Q и цена P.
  2. Производственно-техническая оценка – возможно ли производство с технической т.з., Q производства д.б. равен Q продаж за весь срок проекта., определяется себестоимость.
  3. Финансовое обоснование – риски, неопределенность.

Основные функции бизнес – плана внутри фирмы: разработка стратегии  развития фирмы  и конкретизация отдельных направлений её деятельности; Разработка и осуществление проектов создания новой продукции или услуги; Оценка внутреннего научного, технического, производственного и коммерческого потенциала фирмы и выявление резервов Подготовка и осуществление мероприятий по внедрению новых технологий и приобретению оборудования; Подбор новых и переобучение собственных рабочих и специалистов; Контроль за финансовыми результатами деятельности фирмы; Формирование благоприятного имиджа фирмы; План мер предупреждения банкротства и выходя из кризисных ситуаций; Подготовка и проведение собраний акционеров фирмы.

Основные функции БП на внешнем уровне: Привлечение для реализации проектов инвестиций; Обоснование для включения проектов в государственные  программы и получение средств из централизованных источников; Получение банковских кредитов; Обеспечение успешной реализации акций фирмы на фондовом рынке; Организационно – финансовое обоснование необходимости создания совместных производств, предприятий с использованием иностранного капитала и других форм совместной деятельности; Разработка и осуществление мероприятий по созданию  финансово – промышленных групп

Виды бизнес – планов (БП):

1 – БП развития предприятия – стратегический или оперативный план компании, на определённый период, подкреплённый экономическими расчётами. Он пишется на 1 год. В нём ставятся цели, намечаются пути достижения. Цели должны быть определены в количественных единицах.

2 – БП финансового оздоровления

Выходы из кризиса  (при условии, что товар пользуется спросом):

- жёсткая экономия (чтобы выйти на объём безубыточности продаж)

- инвестиции

Внутреннее назначение: для рабочих (должна быть мотивация к работе); для менеджеров среднего (мотивация и цель, они должны знать, что от них требуется) и высшего звена (мотивация)

3 – БП инвестиционного проекта – это результат подробной экономической и инвестиционной проектировки технической идеи. Внутреннее назначение: только для менеджеров высшего звена, т.к. под проект обычно всегда создают новое юридическое лицо или внутренний венчур.

Внешнее назначение всех перечисленных БП:

БП развития: нужен собственникам (акционерам и неакционерам); нужен контрагентам и кредиторам (контрагенты – поставщики и покупатели)..; нужен государственным органам власти. Нужна социальная стабильность общества.

БП финансового развития: Этот документ вне компании нужен тому же набору лиц, что и предыдущий: собственнику; государство может помочь фирме (налоговый кредит) – отсрочка выплат налогов за определённую плату, привязанную к ставке рефинансирования.

БП инвестиционного проекта нужен: инвестору (надо убедить его, что наш проект выгодный); собственнику (решение принимает директор, а не собственник, но собственник может «убрать» из фирмы директора); контрагентам и кредиторам; государству (оно заинтересовано в социальном развитии)