53. Бюджетная эффективность инвестиционно-инновационных проектов.

Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.

К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:

  • притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;
  • доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
  • платежи в погашение кредитов, выданных из соотв.  бюджета участникам проекта;
  • платежи в погашение налогового кредита;
  • комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов;
  • дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией ИП.

К оттокам бюджетных средств относятся:

  • предоставление бюджетных ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления ИП;
  • предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
  • предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
  • бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.

Отдельно рекомендуется учитывать:

  • налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоков также не возникает, но уменьшаются притоки;
  • государственные гарантии займов и инвестиционных рисков. Оттоки при этом отсутствуют. Дополнительным притоком служит плата за гарантии. При оценке эффективности проекта с учетом факторов неопределенности в отток включаются выплаты по гарантиям при наступлении страховых случаев.

В качестве выходной формы рекомендуется таблица денежного потока бюджета с определением показателей бюджетной эффективности. Основным показателем бюджетной эффективности является ЧДД бюджета. В случае предоставления государственных гарантий для анализа и выбора независимых проектов при заданной суммарной величине гарантий наравне с ЧДД бюджета существенную роль может играть также индекс доходности гарантий (ИДГ) - отношение ЧДД к величине гарантий (в случае необходимости дисконтированной).

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов в осуществлении проекта на доходы и расходы соответствующего федерального, регионального и местного бюджета.  Основной показатель, используемый для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной финансовой поддержки является бюджетный эффект.  Бт = Дт – Рт – то есть превышение доходов соответственного бюджета над расходами в связи с осуществлением данного проекта для t-го шага.

Интегральный бюджетный эффект рассчитывается по формуле как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета над интегральными расходами.

На основе показателей годовых бюджетных эффектов рассчитываются также дополнительные показатели бюджетной эффективности:

  • внутренняя норма бюджетной эффективности
  • срок окупаемости бюджетных инвестиций
  • степень финансового участия государства = интегральные бюджетные расходы/интегральные затраты по проекту.