51. Оценка общественной (социально-экономической) эффективности проектов.

Методические рекомендации:

При расчете показателей общественной эффективности:

  • в денежных потоках отражается (при наличии информации) стоимостная оценка последствий осуществления данного проекта в других отраслях народного хозяйства, в социальной и экологической сферах;
  • в составе оборотного капитала учитываются только запасы (материалы, незавершенная готовая продукция) и резервы денежных средств;
  • исключаются из притоков и оттоков денег по операционной и финансовой деятельности их составляющие, связанные с получением кредитов, выплатой процентов по ним и их погашением, предоставленными субсидиями, дотациями, налоговыми и другими трансфертными платежами, при которых финансовые ресурсы передаются от одного участника проекта (включая государство) другому.
  • производимая продукция (работы, услуги) и затрачиваемые ресурсы должны оцениваться в специальных экономических ценах. Временно, впредь до введения нормативными документами подобных цен или методов их установления, стоимостную оценку производимой продукции и потребляемых ресурсов рекомендуется производить на основе следующих положений.

а) Стоимостная оценка товаров производится по-разному в зависимости от их роли во внешнеторговом обороте страны:

  • продукция, предназначенная для экспорта, оценивается по реальной цене продажи на границе, т.е. цене ФОБ, за вычетом таможенных сборов, акцизов и расходов на доставку до границы;
  • импортозамещающий выпуск и импортируемые оборудование и материалы оцениваются по цене замещаемой продукции плюс затраты на страховку и доставку;
  • товары, предназначенные к реализации на внутреннем рынке, а также инфраструктурные услуги (расходы на электроэнергию, газ, воду, транспорт) оцениваются на основе рыночных цен с НДС, налогом на реализацию ГСМ, но без акцизов.
  •  новые (улучшенные) товары, реализуемые или приобретаемые на внутреннем рынке, но могущие экспортироваться, оцениваются по максимальной из двух величин: цене внутреннего рынка (с НДС, но без акцизов) и цене "на границе";
  • цена отсутствующей или недоступной на внутреннем и внешнем рынке (в частности, новой, не имеющей аналогов) продукции устанавливается проектом с учетом результатов маркетинговых исследований или по согласованию с основными потребителями. Особенности установления цены на такую продукцию, производимую для государственных нужд, изложены в Приложении 4.

б) Затраты труда оцениваются величиной заработной платы персонала (с установленными начислениями) исходя из средней годовой заработной платы одного работника для РФ, для региона, в котором осуществляются затраты труда, или усредненной для данной отрасли производства);

в) Используемые природные ресурсы (земельные участки, недра, лесные, водные ресурсы и др.) оцениваются в соответствии со ставками платежей, установленными законодательством РФ.

При оценке общественной эффективности проект оценивается с точки зрения общества, без выделения отдельных участников и без учета взаимоотношений между ними. Денежные потоки при этом отражают прежде всего движение ресурсов между проектом и внешней средой. Однако здесь учитываются также социальные, экологические и иные последствия проекта, о которых в общем случае трудно сказать, будут ли они позитивными или негативными. Поэтому заранее трудно отнести какие-то результаты такого рода к притокам или к оттокам. Это же относится и к изменению оборотного капитала — в одни периоды времени они могут быть положительными, в другие — отрицательными. С некоторыми упрощениями структура денежных потоков оказывается здесь следующей:

Операционная деятельность = Выручка от продаж конечной продукции + Выручка от реализации выбывающего имущества + Выручка от продаж патентов, лицензий и других нематериальных активов, созданных в ходе реализации проекта - Материальные затраты на реализацию проекта (оплата материалов, работ и услуг сторонних организаций) - Затраты труда + Косвенные (возникающие во внешней среде) финансовые результаты ( увеличение (+) или уменьшение (-) доходов сторонних организаций и населения, обусловленное реализацией проекта, увеличение (-) или уменьшение (+) бюджетных расходов на создание эквивалентного количества рабочих мест и т.п.) + Денежная оценка социальных, экологических и иных неэкономических последствий проекта.

Инвестиционная деятельность = - Вложения в приобретение основных средств - Альтернативная стоимость вкладываемого имущества + Альтернативная стоимость вложенного имущества в момент прекращения его использования в проекте - Некапитализируемые предпроизводственные затраты + Изменение оборотного капитала (“+” увеличение, “–” уменьшение). При этом в оборотном капитале учитываются только запасы сырья, материалов и готовой продукции

Существенно, что работники, участвующие в реализации проекта, не считаются его участниками и оплата их труда рассматривается как расход, тогда как для общества в целом эта оплата одновременно является и доходом. Таким образом, понятие “общества” становится в известной мере условным — оно включает потребителей производимой по проекту продукции, производителей товаров и услуг, необходимых для реализации проекта (включая строительные и машиностроительные организации, а также работников создаваемого по проекту предприятия), а также субъектов, на которых реализация проекта оказывает какое-либо иное влияние, поддающееся стоимостной оценке.

Важно также отметить, что продукция, материальные и трудовые ресурсы оцениваются не в рыночных, а в специальных теневых (общественных) ценах, отражающих ценность этих ресурсов с точки зрения общества. При этом, в частности, устраняется несовершенство цен, вызванное действиями государства (например, дотированием отдельных отраслей). Отметим в этой связи, что затраты труда здесь также измеряются в теневых ценах и их оценка может сильно отличаться от предусмотренной в проекте заработной платы персонала.

В развитых странах для оценки общественной эффективности проектов используют специальные коэффициенты перехода от рыночных цен к теневым. Для нашей страны такие коэффициенты или хотя бы приближенные методы построения теневых цен пока не разработаны. Наконец, важно иметь в виду, что оценка общественной эффективности производится с использованием особой, социальной нормы дисконта — она существенно отличается от “обычной”, коммерческой. Чем ниже такая норма, тем больше проектов будут оцениваться как эффективные, тем больше их будут претендовать на государственную поддержку. Поэтому ясно, что такой норматив должен формироваться одновременно с утверждением государственного бюджета, но методы его формирования пока неясны.