48. Коммерческая тайна в условиях рыночной экономики: понятие, правовая и экономическая сущность, порядок обеспечения правовой охраны в России.

Закон РФ «О коммерческой тайне»

Режим коммерческой тайны - правовые, организационные, тех­нические и иные принимаемые обладателем информации, состав­ляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциально­сти.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, — лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информа­ции и установило в отношении ее режим коммерческой тайны.

В соответствии со ст. 139 Гражданского Кодекса  РФ информация составляет служебную или  коммерческую  тайну  в   случае,  когда:

  • информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам
  • к ней нет свободного доступа на законном основании (к ней не должно быть свободного доступа на законном основании). Перечень относящейся к такой информации сведений закрепляется приказом руководителя фирмы.
  • обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации.

Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну,  указанных мер.

Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами: режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Таким образом, коммерческая тайна  – это информация, в отношении которой установлен особый режим охраны.

Субъектами права на коммерческую тайну являются юридические лица (главным образом – коммерческие организации) и  предприниматели.

В качестве объектов коммерческой тайны могут быть разные по своему содержанию знания и опыт, в том числе: технические (конструкторские, технологические, производственные, математические), экономические, управленческие и правовые, связанные с применением организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, налогами, кадрами и т.д.

В то же время ноу-хау - это не только коммерческая тайна, но и совокупность различных знаний научного, технического характера.

Ноу-хау является результатом интеллектуальной деятельности, и его применение возможно не только в рамках коммерческой деятельности предприятия.

Ценность информации, составляющей коммерческую тайну, состоит, прежде всего, в возможности ее использования в про­изводственной деятельности предприятия.

Назначе­ние и правовая природа ноу-хау и коммерческой тайны разнятся, и режим коммерческой тайны, включая предусмотренные законом способы ее защиты, не может быть распространен на ноу-хау.

Секреты производства, или ноу-хау, также относят к категории «интеллектуальная собственность» наряду с объектами авторского, патентного права, товарными знаками и другими результатами  интеллектуальной деятельности

Владелец коммерческой тайны может предоставлять другим лицам разрешение на использование конфиденциальной информации в собственной сфере.

Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными ГК РФ и другими законами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки.

Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Во вступающей в силу 1 января 2008 года 4 части ГК РФ есть глава 75, регламентирующая вопросы, связанные с правом на секрет производства (ноу-хау) и передачей этого права: