40. Новая теория потребления

40. Новая теория потребления. Экономика семьи. Экономическая теория рождаемости.

Новая теория потребления: поведение дом хоз-ва и распределение времени. В «теории распределения времени»(1965) Беккер писал, что нерабочее время нельзя считать свободным тк значит часть его тратится на дом хозяйствование. 2 типа благ: товары, покупаемые на рынке, и потребительские блага, явл. источником полезности для индивида и конечным продуктом деят-и в дом секторе. Спрос сущ. не на рыночные товары, а на конечные полез-ти, которые индивиды могут произвести в своем дом хоз-ве. Спрос не на пылесос, а на чистую комнату. Исходя из этого, семья - производственная единица, кот-я с пом-ю производ факторов (время членов семьи, ресурсы, рын.товары и тд) выпускает конеч продукцию – потребит. блага. Семья может менять технологию производ-ва блага, м исп-ь временные и товароемкие технологии. Ключевой ресурс - затраты чел времени = потерянные заработки.

 Сущ-т вектор Х= {X1,X2,…,Xn}, - блага, покупаемые домохоз. по ценам рынка: P={P1,P2,..,Pn}. Т=кол-во времени в распоряжении индивида, Тw=время, затрачиваемое на получение рыночного дохода. L= время досуга. L= T-Tw. (Стандартная модель распределения времени).

max U=U(X,L).U-полезность. Бюджетные ограничения:  PiXi=Tw*w(з/п) +V(нетрудовой дохож).

Досуг слагается из различных компонентов, кот. имеют разные цены. Досуг – потерянный доход. Некоторые виды досуга (сон, питание) явл. необходимыми для труда.. 1 час досуга в выход день имеет меньшую цену, чем в рабочий день.

В  досуге выделяем п компонентов.

Можно построить ф-цию Лагранжа:

Это условие равновесия субъекта и max функции полезности.

Вывод: рост ставки з/п будет оказывать разное влияние на разные элементы досуга (будут сокращаться те, кот. имеют высокую цену).

Экономика семьи. «Трактат о семье»1981. Разделение труда в семье между мужчиной и женщиной. Производится рациональный выбор. М. и Ж. Могут обладать различным чел. капиталом или разной нормой отдачи от капитала (дети, слабая физически). Для каждого субъекта в рамках одной семьи выгодно специализироваться на той деятельности, от котрой получается большая отдача. Брачный рынок. В брак люди вступают тогда, когда совместный выпуск потребительских благ больше суммы выпуска по отдельности. В процессе заключения брака: сбор инфо и проблема несовершенства инфо. Происходит процедура поиска пока ожидаемая полезность от вступления в брак не окажется больше полезности холостой жизни (или брак со след. кандидатом). Сортировка: субъекты ищут др.др. и находят. Хар-ки: взаимодополняющие (рост, цвет кожи, образование) и взаимозаменяющие (доход). Разводы происходят, когда полезность от сохранения брака оказывается ниже выгод, связанных с расторжением. (несовершенство инфо) Длинный брак: накопление опыта, человеч. капитала.

Эк теория рождаемости. Ребенок- благо длительного пользования, источник полезности, поэтому в детей инвестируют, планирование ребенка – инвест. проект. Содержание, воспитание детей связано с затратами. Кол-во детей связано с затратами отрицательно. Положит кол-во детей связано с уровнем дохода родителей. Но в богатых странах досуг очень дорог (воспитание – время и деньги). Эффект замены превышает эффект дохода.