4. Теория монополистической конкуренции Чемберлина

4. Теория монополистической конкуренции Чемберлина: оценка Чемберлином теории совершенной монополии и совершенной конкуренции, понятие и место монополистической конкуренции, понятие и формы дифференциации продукции.

Чемберлин - первый ввел в эк. теорию понятие "монополистической конкуренции". Это явилось вызовом традиционной эк. науке, согласно которой конкуренция и монополия – взаимоисключающие понятия. Согласно же взгляду Ч., большинство эк. ситуаций представляют собой явления, включающие и конкуренцию, и монополию, а «чистая» конкуренция является нежизненной, искусственной абстракцией.

Модель Ч. предполагает структуру рынка, в которой соединены элементы конкуренции (большое число фирм, их независимость друг от друга, свободный доступ на рынок) с элементами монополии (покупатели отдают явное предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить повышенную цену).

Каждый продавец стремится предложить покупателю, по сути, свой особый продукт, отличный от товара конкурента. Каждая фирма, добившись некоторой дифференциации своего продукта, становится монополистом на рынке его сбыта. Дифференциация продукта включает в себя различные индивидуальные (конструкция, качество, форма, цвет, стиль) и запатентованные (торговая марка, название, особая упаковка) свойства продукта, условия реализации, сопутствующие продаже особые услуги, реклама и даже пространственное местонахождение продавца, стиль его заведения и т.д. Монополизм, обусловленный дифференциацией продукта означает, что коммерческий успех зависит не только от цены и потребительских качеств продукта, но и от того, сумеет ли продавец поставить себя в привилегированное положение на рынке.

Ч. вводит понятие "издержки сбыта", включающие в себя затраты на дифференциацию товара, создающую спрос на продукт. Потребители, желающие разнообразия, платят за товары дороже, выпуск товаров меньше потенциально возможного, и как следствие, имеет место недогрузка производственных мощностей и безработица.