37. Предложение и спрос на инвестиции в человеческий капитал

37. Предложение и спрос на инвестиции в человеческий капитал. Равновесная величина инвестиций в человеческий капитал. Влияние различий в способностях, дискриминации и различия в доступе к финансовому капиталу.

Нужно использовать параметр  - внутренняя отдача, т.к. он выступает в качестве цены на человеческий капитал. Зависимость между  и кол-вом человеческого капитала – кривая спроса на инвестиции в чел кап.

 

С ростом числа лет обучения отдача от дополнительного года обучения падает, способности остаются теми же. Раз способности зафиксированы, то отдача от образования будет падать + чем больше число лет обучения, тем меньше продолжительность рабочей жизни +> меньший срок получения выгод от образования.

 Убывающая кривая спроса:

Е – равновесное число лет обучения при данной %-ой ставки и данном спросе на чел. кап.

Условие равновесия инвестора:  (это на графике ро)  =I

i-цена капитала: или заёмного или упущенный доход.

если 2, то 2 > I => инвестор может увеличить кол-во образования. е растет пока = i. Рост % ставки вызовет уменьшение числа лет обучения при прочих равных условиях и наоборот.

Факторы, влияющие на равновесный объем инвестиций:

I. Различие в способностях

  

Субъект А – способный, В – менее способный. Отдача от образования у субъекта А больше, чем у субъекта В. При одинаковой % ставке (на деньги за обучение или упущенный доход) А выберет больше образования чем В.

II. Дискриминация на рынке труда. Пусть субъект  не дискриминируется, а В – дискриминируется. Тогда отдача у В уменьшается. Человек, который не подвергается дискриминации будет учиться больше, а В меньше.

III. Различие в доступе к финансовым ресурсам. Может различаться % ставка. Различия в благосостоянии семьи – это означает предпочтение настоящих благ будущим. У боле состоятельных людей это предпочтение ниже – они в меньшей степени сталкиваются с проблемой удовлетворения насущных блага.

А и В одинаковы по способностям, но А менее обеспеченнее субъекта В => В берет больший уровень образования.