37. Интернет и интеллектуальная собственность: правовые аспекты и формы коммерциализации электронных информационных ресурсов, электронной торговли, товарных знаков, доменов.

Вопросы охраны ИС в конкурентной среде приобретают еще большую актуальность по мере развития электронной торговли.

Всемирная торговая организация (ВТО) относит к электронной торговле производство, рекламу, продажу и распространение товаров по телекоммуникационным сетям. При этом в процессе электронной торговли различают три стадии: поиск, заказ и оплату, а также доставку, которой может быть подвергнута любая продукция, трансформируемая в цифровую запись, включая музыку, книги, фильмы, компьютерные программы, промышленные образцы, графику и финансовые услуги.

Приступая к коммерческому использованию Интернета, следует осуществить выбор типа web-сайта, организацию его создания, регистрации адресного наименования, рекламы, торговли, финансовых расчетов и др. Важно учитывать, что адресные наименования сайтов стали сейчас источником множества судебных споров, так как, выполняя адресные функции, включают в свой состав фирменное наименование или товарный знак владельца. Это обстоятельство может стать причиной возникновения споров между владельцами адресов и знаков.

Сложнейшей уже многолетней правовой проблемой при пользовании Интернетом является его способность эффективно преодолевать географические границы.

Планируя осуществление международной электронной торговли, следует провести оценку законодательной ситуации на нескольких основных рынках с привлечением местных патентных поверенных. Все это позволит застраховать себя от возможных рисков.

Электронная торговля, будучи по своей природе глобальной, нуждается в ясной и предсказуемой торговой среде, простирающейся через границы государств и юрисдикции.

Жизненно важным для установления такой среды является международное сотрудничество. Анализ деятельности ВТО показал, что проявившиеся к настоящему времени проблемы в основном возможно разрешить с помощью существующих национальных и международных правил, и лишь в отдельных случаях потребуются нормативы, специально предназначенные для электронной торговли.

Главным для электронной торговли торговым соглашеним предлагается считать Соглашение ГАТС по торговле услугами и частично - Соглашение ГАТТ по тарифам и торговле.

В соответствии с соглашением ГАТС определение услуг включает любые их разновидности, не различая технических средств их осуществления. Тем самым подчеркивается, что электронная торговля - это не особый «сектор» экономики, а всего лишь новое средство предоставления услуг.

Директива ЕС об электронной торговле (принята в 2000г.) упрощает процедуру передачи и подтверждения получения заказа на услуги. Принятая в 1999г. Директива об электронной подписи в случае непоступления заказанной продукции или оплаты за нее предусматривает определенный порядок выбора той или иной национальной юрисдикции.

Промышленно развитые страны продвинулись значительно дальше, перейдя к использованию «электронных агентов» - компьютерных программ, позволяющих заключить договоры автоматически без участия человека. Типовой электронный договор по интеллектуальной собственности - это «щелчковая» лицензия (click-wrup), позволяющая подписывать лицензионный договор с каждым из пользователей путем нажатия пользователем предусмотренной инструкцией клавиши компьютера.

Проблемы непосредственно интеллектуальной собственности в электронной торговле касаются, прежде всего, охраны авторских и смежных прав, а также прав владельцев товарных знаков.

Охрана авторских работ уже предусмотрена Соглашением ТРИПС, однако технические средства их электронной доставки и облегченность копирования делают реализацию этих правил очень сложной. При этом необходимо адаптировать национальные законы об авторском праве и смежных правах к условиям электронной передачи и хранения преобразованных в цифровую форму программ для ЭВМ, музыки, книг и другой аналогичной продукции, а также шире применять средства криптографии.

Особенно остро стоят вопросы охраны в Интернете прав владельцев общеизвестных товарных знаков и фирменных наименований, которые становятся заманчивой целью «киберзахватчиков», стремящихся использовать чужие популярные знаки в качестве сетевых адресов. В свою очередь, сетевые адреса приобретают в электронной торговле вторичное значение идентификаторов предпринимателей или их продукции и услуг в сети.

В условиях стремительной глобализации экономики и вторжения в нее новых технологий, вынуждающих изыскивать новые бизнес-модели электронной торговли, многие компании упустили тот факт, что коммерческое использование Интернета благоприятствует еще более широкому распространению контрафактной продукции.

Фальсификаторы также применяют товарный знак или фирменное наименование либо в качестве наименования сетевого адреса, либо непосредственно на страницах сайта, а также в рекламных слоганах, пользуясь слабостями и ограниченными возможностями существующих поисковых систем.

Каждой компании почти невозможно отслеживать все эти процессы в одиночку. Приходится обращаться к специальным исследовательским группам для сетевого мониторинга в Интернете и выявления фальсификаторов на сайтах, в дискуссионных группах, подписных листах и «чатах». После выявления некоего сайта, на котором предлагается контрафактная продукция, следует установить владельца соответствующего адресного наименования, обратившись к поисковым базам данных регистрационных органов, а затем к провайдеру услуг с ходатайством о закрытии сайта правонарушителя.

Соглашение ТРИПС, предлагая высокие стандарты ИС, оставляет и немало пробелов, вызванных отсутствием консенсуса, дальнейшим развитием технологий и законодательств.

Соглашения ТРИПС в рамках ВТО снижается, в частности, под натиском развивающихся стран, требующих облегчения его условий с учетом, прежде всего, их потребностей в передаче технологий.

Здесь важно учесть и то, что принципы свободы торговли не подходят в полной мере в качестве основы для реализации прав интеллектуальной собственности.

В целом, при электронной торговле можно применять и действующее законодательство, но очевидна необходимость применения мер, которые были бы адаптированный к условиям электронной торговли.