35. Теория человеческого капитала

35. Теория человеческого капитала: понятие человеческого капитала, источники его формирования. Эмпирические профили возрат-доход, их характеристики.

Основоположники – Бэккер «Человеческий капитал» 1964. +Шульц, Минсер.

Человеческий капитал - умения, знания, навыки человека которые могут использоваться для получения дохода.

Важна общественная оценка способностей, если общество оценивает их как важные, то они считаются человеческим капиталом.

Источники формирования человеческого капитала: 1) Природные, унаследованные способности + раннесемейное воспитание 2)  формальное школьное обучение 3) социальное воспитание – умение выражать свои мысли 4) Формирование профессиональной подготовки и переобучение 5) Неформальное профессиональное обучение – во время работы 6) Мобильность – изменения себя, изменение системы ценностей.

Человеческий капитал измеряется деньгами, все что увеличивает доход, увеличивает человеческий капитал.

Но любые инвестиции связаны с затратами:

  1. прямые инвестиции в денежной форме
  2. косвенные затраты в виде упущенной выгоды

Инвестирование должно быть рационально – в результате должна быть положительная отдача (больше чем затраты).

Инвестирование в обучение в течение всей жизни, по этой мере заработок растет. Существует зависимость между возрастом индивидуума и его доходом. График 1. Т – выход на пенсию.

Эта зависимость считается одной из самых устойчивых взаимосвязей.

Характеристики этой зависимости:

  1. большую часть жизни з/п увеличивается, незадолго до пении начинает падать
  2. чем выше уровень образования, тем выше з/п при прочих равных
  3. наклон кривой изменяется с ростом возраста

(.)t max – чистый прирост человеческого капитала = 0. Здесь чистая норма инвестиций в человеческий капитал = амортизации человеческого капитала. Человек постепенно устаревает, и новые знания компенсируют потерю старых. Индивидуумы ведут себя рационально при принятии решении об инвестировании, сравнивая затраты и ожидаемые выгоды.