33. Патентная монополия в инновационной деятельности: понятие, сущность, роль в корпоративном управлении (ключевые основы стратегии и тактики), виды ограничений

Наступательная инновационная стратегия предполагает, что проводящая ее фирма поддерживает свою конкурентоспособность путем постоянного создания и освоения продуктов, которые являются новыми не только для этого предприятия, но и для рынка в целом. Предприятие выступает пионером новых для рынка продуктов, которые иногда предназначены даже для удовлетворения потребностей еще не осознанных самими покупателями.

Будучи таким пионером, предприятие имеет возможность по сути создать новый рынок и закрепить на нем свою инновационную монополию (по Менсфилду – на 1,5-2 года) патентами на ключевые изобретения для соответствующих нововведений или удерживая ключевые технические решения в этих технология в секрете в качестве коммерческой тайны. Данную инновационную монополию фирма может использовать либо для получения на ее протяжении монополией сверхприбылей, либо/и закрепления за собой постоянной клиентуры, то есть постоянной доли рынка.

Наступательная инновационная стратегия соответствует так называемому радикальному подходу к выбору нового продукта, согласно которому предприятие ориентируется не столько на выбор самого продукта, сколько на выбор наиболее платежеспособного сегмента рынка, на котором ему следует работать. Этот подход требует значительных внешних инвестиций и связан с радикальными инновациями. По данным мировой статистики лишь 20% радикальных инноваций имеют коммерческий успех.

 

Монополия – это состояние рынка, при котором на нем действует один единственный продавец.

Патентное законодательство является эффективным инструментом монополизации рынка. Упрощенно можно сказать, что ГК РФ предоставляется монопольное право на использование технического решения при условии, что авторы нового решения внесли существенный вклад в развитие техники.

Патентная монополия – единственный разрешенный способ монополизации определенной товарной ниши конкретным производителем. Запатентовав продукт, можно на долгие годы обеспечить право на производство и продажу этого товара по монопольно высоким ценам. Получать прибыль от нового продукта можно, даже не занимаясь его производством. Достаточно просто продавать лицензии на выпуск товара другим фирмам. Или внести патент в качестве вклада в уставный капитал предприятия.

Очевидно, что, если за время действия патента экономическая прибыль успеет покрыть (а лучше перекрыть) затраты на НИОКР, то изобретательство становится выгодным. Изобретательская деятельность коммерчески оправдана, если экономические прибыли за период действия патента, по крайней мере, компенсируют дополнительные издержки, связанные с его проведением.

Таким образом, именно наличие патентной монополии создает экономические условия для технического прогресса. Можно считать патентную монополию  необходимым условием существования рынка инноваций.

При всей важности патентной монополии она представляет собой, однако, лишь частный случай такого распространенного явления как краткосрочная или временная монополия.

Краткосрочной называется монополия, обеспечивающая единственному производителю иммунитет от подражания конкурентами в течение определенного срока после того, как те открыли секрет его коммерческого успеха.

Умелое манипулирование патентным правом позволяет предпринимателям существенно затруднять жизнь конкурентам, порой полностью блокируя отлаженное производство и отсуживая немалые суммы компенсации за нарушение патентных прав.

Виды ограничений. Каждый производитель стремится обеспечить свое монопольное право на новый продукт на наиболее длительный срок. Чтобы не тормозить технический прогресс и не препятствовать развитию рынка, закон это стремление ограничивает. Так, срок действия патента на изобретение составляет 20 лет, свидетельство на промышленный образец будет действительно 10 лет, потом его можно будет продлить еще на 5 лет. Свидетельство на товарный знак выдается на 10 лет, потом его действие можно продлевать еще на 10 лет неограниченное количество раз.

Патентование ограничено территориально. Патенты, выданные российским ведомством, действуют только на территории РФ. Однако зарегистрировать образец нового продукта или товарный знак можно и за границей, обратившись в патентные ведомства других государств.

Принудительное лицензирование - одна из мер ограничения патентной монополии, которая является санкцией за невыполнение патентообладателем обязанности по использованию своего изобретения. Принудительная лицензия выдается при неиспользовании или недостаточном использовании патентообладателем изобретения или промышленного образца в течение 4 лет, а полезной модели - в течение 3 лет с даты выдачи патента. Любое лицо, желающее и готовое использовать охраняемый объект промышленной собственности, в случае отказа патентообладателя от заключения лицензионного договора, может обратиться в Высшую патентную палату РФ с ходатайством о предоставлении ему принудительной неисключительной лицензии. «Готовность» лица, испрашивающего принудительную лицензию, следует понимать как наличие у последнего достаточных средств для осуществления данного изобретения (финансовые средства, наличие материальной базы, сырья, квалифицированной рабочей силы, комплектующих деталей, производственных площадей и т.д.). Данное обстоятельство должно в каждом конкретном случае оцениваться Высшей патентной палатой.

При этом принудительная лицензия предоставляется с определением пределов использования, размера, сроков и порядка платежей. Размеры лицензионных платежей (роялти или паушальные платежи) устанавливаются не ниже рыночной цены лицензии.

Патентообладатель может избегнуть принудительного лицензирования, если докажет, что неиспользование или недостаточное использование объекта промышленной собственности обусловлено уважительными причинами, которые также оцениваются Высшей патентной палатой сообразно обстоятельствам конкретного дела.