3. ДВА МИРОВОЗЗРЕНИЯ - ДВА ПРЕДМЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.

Экономическая наука – это общественная наука, в которой существуют два глобальных направления и, следовательно, - два предмета изучения, составляющие два различных мировоззрения.

1). Неоклассика (экономикс, марженоризм)

Исследование хоз-ва через поведение отдельного хозяйствующего субъекта.

Хоз-во является, по этой концепции, совокупностью отдельных объектов, принимающих решение.

Теория предельной полезности строится на постулатах о желании максимизировать выгоду и правильно использовать ограниченные ресурсы, субъективной оценке.

Общество, состоящее из индивидов, à потребление à выбор à экономический эффект à процент, заработная плата, рента, прибыль (стоимостные выражения дохода).

Очень логичная теория – любимая фраза Ушанкова, скажите её непременно, если попадется этот билет J

Действия в рамках права, формального или неформального.

Анализ - от частного к общему

Мангер (австр. школа): вещь стоит ровно столько, сколько я за неё даю – оценка полезности вещи со стороны субъективной оценки

2). Классика (политэкономия)

Представление о хоз-ве как о совместной деятельности

Моделью служит семья

Некоммерческие, безвозмездные, бессрочные отношения

Добровольная передача прав сообществу

В политэкономии происходит совместное противостояние природе.

Производство – воздействие на природу с целью её преобразования и получения материальных благ для собственного существования

Общественный процесс

Все, что человек помещает между собой и природой – средства производства

Предмет труда – всё, на что направлено усилие человека.

Средства производства и предмет труда – производительные силы

Производственные отношения – отношения, складывающиеся в процессе производства.

Способ производства – производственные отношения + производительные силы (может быть феодальным, капиталистическим и т.д.)

Логика изменений производительных сил соответствует техническому прогрессу

Предметом изучения политэкономии являются производственные отношения.

Общность à ВВП/1 (показатель эффективности на общественном уровне), воспроизводство.

Воспроизводство – сохранение общности, целостности общества.

Политэкономия ставит своей целью не только богатство как совокупность ликвидных и неликвидных активов, но и воспроизводство.

Понятие общественного блага (Неоклассика не способна решать все общественные вопросы – провалы рынка)

Классическая школа возникла, когда на определенном этапе развития хоз-ва появилась экономика и возникла потребность описать общественно-экономические процессы (разделение труда и т.д.).

Труд определяет стоимость и цену товара (ценность товара оценивается издержками труда) и является источником богатства.

Труд – единственный процесс, который направлен на природу и преобразует её.

Хоз-во – общественная деятельность.

Анализ – от общего к частному.