26. Вузовский сектор науки в условиях рынка.

Вузовский сектор науки в условиях рынка. Вузы являются не только образовательными, но и научными учреждениями. С началом рыночных реформ произошел отток кадров в частное предпринимательство и органы государственного управления. Причины: низкий уровень оплаты труда и отсутствие финансовых ресурсов на разработки.

Потенциал вузовской науки значительный, но главная проблема – финансирование.

Перспективы: создание технопарковых структур, активизация заказов на разработки, проекты, гранты, основная часть исследований выполняется в рамках диссертаций.

Научная работа в вузах велась в трех направлениях:

  1. непосредственно в самом вузе – факультеты, лаборатории, кафедры;
  2. в рамках научно-технических структур при вузе: НИИ, проблемные лаборатории, КБ, предметные лаборатории, организации;
  3. в учебных научно-инновационных комплексах.

Специфика вузовской науки:

  1. не только в научной деятельности, но и в учебном процессе: курсовые и дипломные работы;
  2. выполнялись все виды работ: от ФИ до разработок
  3. в вузе существовала специальная структура (аспирантура и докторантура).

В России разработана концепция ведущего вуза. Это название присвоено 15-20 вузам федерального значения, а 80-85 вузам присвоено звание «ведущий вуз по направлению», т.е. вуз, который успешно развивает ту или иную область исследований. Статус ведущего вуза – на конкурсной основе на 5 лет; гарантирует дополнительное финансирование из государственного бюджета, и дает определенную свободу в разработке стандартов и методик обучения.

УНИК на базе структурных подразделений вуза предполагает интеграцию учебного (кафедра), научного (лаборатория) и производственного (опытное производство) подразделений вуза без образования либо привлечения дополнительного юридического лица. Реализатором продукции в этом случае является вуз. Основной положительный момент данной формы УНИК - отсутствие проблем, связанных с взаимодействием двух и более юридических лиц, в том числе с различной формой собственности, поскольку здесь вся экономическая деятельность всего УНИК сосредоточена внутри одного юридического лица - вуза, проще решаются и вопросы охраны интеллектуальной собственности, и вопросы совмещения учебного, научного и производственно-технологического процесса. Основным недостатком такого УНИК является отсутствие в его структуре самостоятельных мелких предприятий, что выводит комплекс из поля форм малого бизнеса.

УНИК с участием вузовского НИИ. Здесь возможно создание УНИК только силами сотрудников вуза и НИИ (кафедра + лаборатория и опытное производство НИИ) без учета других предприятий, а могут быть созданы и более сложные структуры, с участием малых и крупных предприятий.

УНИК на базе объединения (некоммерческого партнерства, простого товарищества) вуза и предприятия малого (среднего) бизнеса также, как правило, предполагает некоторое структурное подразделение вуза, непосредственно входящее в данный комплекс, при том, что нормативно в УНИК может быть включен только весь вуз как юридическое лицо. Существенным положительным фактором такого УНИК является наличие свободного рыночного субъекта - малого (среднего) предприятия, не связанного проблемами казначейского финансового обслуживания. В такое предприятие уже может вложить деньги и сторонний инвестор. Основными недостатками данной схемы УНИК является известная опасность выхода малого предприятия из объединения вместе с вузовской интеллектуальной собственностью.

УНИК, создаваемый на базе вуза и крупного промышленного, либо аграрного предприятия представляет особый интерес в силу значительных масштабов задействованной здесь производственно-технологической базы. Речь не идет о выполнении рядового хоздоговора, рассматривается возможность взаимодействия, которое хотелось бы построить на достаточно долговременной и надежной основе с тем, чтобы вуз мог не только осуществлять долгосрочное общее планирование, получать стабильный доход от коммерциализации результатов своих НИОКР, но и включил данный УНИК в свои программы подготовки и переподготовки кадров.

Технопарк. У нас программы «Технопарки» были инициированы Министерством высшего и среднего образования для сохранения вузовской науки. Создаются с целью разработки высокотехнологичных наукоёмких продуктов, ориентированных на реализацию государственных и региональных н-т приоритетов, на основе формирования «критической массы» н-т и производственных объектов на единой территории, объединённых общей инфраструктурой.

Виды структур технопарков:

1. Инкубатор бизнеса – структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для развития малых фирм. Это достигается путем предоставления малым фирмам на льготных условиях материальных ресурсов, оборудования, помещения, а также информации, консультационных и других необходимых услуг.

Отличительные черты: поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития фирмы; поддерживают любые малые фирмы; как правило, не имеют своей земли. В их работе нет программ по привлечению к себе филиалов и представительств крупных фирм; более жестко соблюдают политику постоянного обновления клиентов, чем в других структурах.

2. Инновационный центр – структура, специализирующаяся на поддержке уже сформировавшихся, окрепших малых инновационных предприятий, уже прошедших этап создания, становления и выживания, когда гибнет до 90% малых фирм. Фирмы в ИЦ идут ради приобретения льготных офисных и производственных площадей. Германский подход к ИУ – предприятие, обладающее специальной инфраструктурой, деятельность которого направлена на:

  • содействие созданию, росту, развитию фирм;
  • содействие развитию инновационной деятельности в регионе;
  • содействие сотрудничеству и кооперации между исследователями и промышленностью;
  • оказание услуг наукоемким фирмам в сфере информационного обеспечения;
  • подготовку и обучение персонала в области менеджмента;
  • ускорение реального экономического развития на основе создания региональных и международных сетей для обмена информацией и сотрудничества между фирмами.

3. Технопарк – современная организационная форма экономического развития города, региона. Согласно российскому положению об исследуемом технологическом парке под ним понимается организация, осуществляющая формирование территориальной инновационной среды с целью развития предпринимательства в н-т сфере путем создания материально-технической базы для становления развития поддержки и подготовки самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий и фирм, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий. В своей деятельности технопарки взаимодействуют с вузами, научными организациями, научно-исследовательскими центрами, расположенными на данной территории. Особая миссия технопарка – коммерциализация результатов научных исследований и разработок.

Задача российских технопарков: укрепление технологической и экономической базы региона; появление новых видов производств; структурирование экономического возрождения регионов; создание новых рабочих мест, привлечение специалистов, инвестиций и других регионов; оказание содействия развитию малых фирм.

Проблемы и ошибки российских технопарков: под идею технопарков предприниматели пытаются получить государственные и иностранные субсидии; уставная болезнь; примитивная концепция технопарка; неохватные планы; технологический подход - за технопарком выделяется исследовательская организация; использование крупной идеи для достижения менее крупных целей.

4. Технополис – более крупна зона экономической активности, состоящая из университетов, научных центров, инкубаторов бизнеса, технопарков (рассчитана на коммерциализацию научных результатов).

5. Наукоград – административно-территориальное образование, инфраструктура которого сформировалась вокруг научной организации, определяющий научно-производственную ориентация его производственных структур. Цель создания наукоградов – сохранение и развитие имеющегося научного потенциала, повышение его эффективности и создание условий для устойчивого развития (решения задач обороны). Гражданский рынок не получает плоды.

Для стимулирования инновационной и предпринимательской активности в ВУЗах и НИИ надо создать в их составе отдельные структурные подразделения – центры по трансферу технологий. Такие центры могут выполнять функции по принятию решений относительно коммерческого использования ИС, создаваемой организацией (самостоятельное коммерческое использование, продажа и т.д.).