25. Реформирование академ. компоненты госсектора науки, состояние прикладной компоненты – ГНЦ, ФЦНВТ, научные лаборатории.

Модернизация академического сектора науки основана на том, что в настоящем и в среднесрочной перспективе академический сектор науки – основа проведения фундаментальных исследований в стране. Главной целью академического сектора науки является расширенное воспроизводство знаний мирового уровня, способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России; сохранение на этой основе статуса России как мировой научной державы.

Основными направлениями модернизации академического сектора науки являются:

1. Повышение уровня фундаментальных исследований и координация фундаментальных исследований, проводящихся за счет средств федерального бюджета, включая преодоление ведомственной разделенности фундаментальной науки; повышение уровня объективности в выборе приоритетных направлений фундаментальных исследований и т.п.

2. Развитие образовательной деятельности и участия в подготовке кадров высшей квалификации, включая повышение эффективности аспирантуры и докторантуры.

3. Развитие экспертной деятельности, включая разработку и реализацию в организациях академического сектора науки современных моделей финансового и научного менеджмента.

4. Совершенствование механизмов финансирования академического сектора науки, включая увеличение расходов на фундаментальную науку как в абсолютном, так и в относительном выражении; расширение проектного финансирования с использованием механизмов целевых программ.

5. Создание условий для эффективной реализации инновационного потенциала академического сектора науки, включая создание «центров коммуникации» (инновационного пояса), обеспечивающего эффективный трансфер результатов исследований академического сектора науки на внутренний и глобальный рынки знаний.

6. Повышение эффективности управления государственным имуществом и земельными ресурсами.

8. Совершенствование системы управления академическим сектором науки на основе сочетания государственного управления и самоорганизации научного сообщества, включая повышение демократичности системы управления за счет увеличения уровня открытости и привлечения молодых кадров в органы управления академического сектора науки.

9. Приведение организационно-правового статуса научных организаций в соответствие с осуществляемыми ими функциями.

Государственные научные центры. Закон «О науке и научно-технической политике» - в нем было сформировано понятие государственного научного центра (ГНЦ). В 1993 году начался осуществляться комплекс мер по сохранению НО. В 1994 году указом Президента была создана сеть ГНЦ. Из 4000 научных объединений была создана 61 организация, получившая статус ГНЦ (сейчас 58). Был проведен конкурсный отбор среди этих 4000 НО с экспертизой их деятельности: наличие уникального оборудования; тематика и значение; квалифицированность персонала.

Плюсы: финансовые преференции; налоговые льготы; пониженные цены на энергоносители.

Большинство ГНЦ – отраслевые институты, но половина – часть бывшего оборонного комплекса. Большая часть ГНЦ проводит исследования по тем проблема, которыми не занимаются институты РАН. Чтобы подтвердить свой статус, проводилась аттестация ГНЦ каждые 2 года. 70% деятельности должна быть научной.

Три типа ГНЦ:

  1. получающие очень значительную государственную поддержку 90-100% (уникальные случаи);
  2. наиболее успешно развивающиеся ГНЦ, с ~30% финансированием;
  3. остальные ГНЦ со скромными показателями.

На современном этапе статус ГНЦ изжил себя: сохранение науки в чрезвычайных условиях не требуется. Возможности, направления изменения системы ГНЦ обсуждали на государственном уровне с 2001 года. Были вынесено предложение, что ГНЦ должны стать основной формой промышленного сектора науки на базе создания федеральных центров науки и высоких технологий (ФЦНВТ). В 2002 году предложена концепция реформирования ГНЦ, где установлено, что ГНЦ должен ориентироваться на прикладные научные задачи и коммерциализацию результатов научно-технической деятельности. ГНЦ должен взять функции прогнозирования развития своей отрасли.

Федеральные центры науки и высоких технологий. Идеология ФЦ подразумевает наличие мощного научного ядра, вокруг которого концентрируются другие элементы структуры – инженерные, производственные, финансовые и учебные. ФЦНВТ - тоже статус, присуждаемый группе предприятий, учреждений. Он предполагает корпоративное объединение ВУЗов, НИИ, производственных организаций и конструкторских бюро для разработки и внедрения новых методик и высоких технологий в различных областях науки и техники. ФНВТ означает формирование инновационных финансово-промышленных групп по основным направлениям критических технологий.

Цели создания ФЦНВТ:

  1. производство конкурентоспособной наукоемкой продукции на основе перспективных отечественных микро технологий и её реализация;
  2. интеграция национального научно-технического инновационного и промышленного потенциала для обеспечения позитивных сдвигов в развитии реального сектора экономики, решения острых социальных задач и ключевых проблем национальной безопасности;
  3. расширение возможности выхода на мировой рынок наукоемкой продукции, повышения технологического уровня отечественной промышленности.

Критерии отбора соискателей на присвоение статуса ФЦНВТ:

  1. существует ли рынок, предлагаемой к выпуску продукции и насколько эта продукция значима;
  2. сложилась ли уже реально кооперация между элементами цепи «НО - производство-  вуз»;
  3. существует ли у участников этой кооперации опыт работы на рынке.

Планировали 3-5 ФЦ, потом около 10 по отраслям: электроника, новые материал, металлургия, атомная пром-ть, транспорт, экология.

Государство в лице Миннауки берет на себя функции своеобразного топ-менеджера, помогающего реализации проекта на основе конкретной организационной формы, помогающего законодательной инициативой, правительственными решениями, нормативными актами, финансами. Пример ГНЦ «Робототехники», который был среди первых ГНЦ (1994 год).

Проблемы: сокращение; мультиподчиненность; недостаток финансирования, неплатежи заказчиков; кадры.

Различие ГНЦ и ФЦНВТ: ФЦНВТ – статус. Необходимым условием присвоения организации статуса ФЦ является наличие у неё крупномасштабного проекта научно-технического и промышленного развития, включенного в состав государственного заказа по науке.

Проект должен соответствовать условиям:

  1. множественность целей и задач:
    1. средства федерального бюджета в общих затратах не должны превышать 50%. При прочих равных условиях предпочтения отдаются проекту с высокой долей внебюджетных средств.

При создании ФЦНВТ могут использоваться различные формы интеграции, в том числе широкий спектр организационно-правовых форм.

Система «национальных лабораторий». Необходим переход к формированию «национальных лабораторий», ориентированных на динамичное продвижение по отдельным направлениям технологического развития, то есть на создание условий для освоения производства новых конкурентоспособных продуктов с высокой степенью обработки. «Национальные лаборатории» предполагается создавать на базе существующих организаций. Специальное формирование новых юридических лиц или изменение формы собственности имущества в рамках данного процесса не планируется.

Приоритетными для «национальных лабораторий» должны стать следующие задачи:

  • обеспеч. реализации приорит-х направлений технол-ого развития на основе механизмов ГЧП;
  • научная координация реализации целевых программ технологического профиля;
  • разработка конкурентоспособных на глобальном рынке коммерческих технологий;
  • координация участия в МНТС и выработка предложений по активной стратегии интеграции сектора прикладных исследований и разработок в мировую систему.

Наиболее целесообразной для «национальных лабораторий» представляется организационно-правовая форма государственного автономного учреждения.