25. Общественный выбор в условиях прямой демократии

25. Общественный выбор в условиях прямой демократии: правило единогласия, проблема оптимального большинства, правило большинства и перераспределение.

Прямая демократия – каждый индивид голосует.

Правило единогласия. Наиболее предпочтительный способ достижения решения, но такое бывает редко => необходимо прийти к консенсусу, в каком количестве производить общественные блага.

Кнут Виксель был первым, кто провел связь между возможной для всех выгодой от некоторого коллективного действия и правилом единогласия. С тех пор возникло два основных направления критики этой идеи: 1) потери времени членов общества, пытающихся отыскать оптимальные по Парето индивидуальные ставки налогообложения, могут превышать выгоды, связанные с тем, что кто-то будет избавлен от необходимости платить налоги, превышающие их выгоды от использования общественными благами. Индивид, подозревающий что его могут "эксплуатировать" при принятии решений большинством голосов может тем не менее предпочесть такое правило затратам времени на достижение всеобщего согласия; 2) правило единогласия стимулирует стратегическое поведение.

В прямой демократии принятия решения на основе большинства. Упрощает принятие решения по сравнению с единогласием, но навлекает дополнительные затраты для некоторых членов – «внешние затраты». Чему равно «оптимальное большинство»: График 1.

Существует два типа издержек:

С – внешние затраты (ожидаемые потери полезности, связанные с "победой" решения, ухудшающего положение части членов группы)

D - затраты времени на принятие решения (кривая затрат времени)

Если численность членов, необходимых для принятия решения = 30%, т.е. вероятность, что «за» будет 30%, другие 30% - «против», то нет согласия.

К – число членов, необходимое для принятия решения, а N – принимающие решение. Если K > N/2, то труднее добиться взаимовыгодного варианта, т.к. больше членов.

Просуммируем кривые С и D => Оптимальное большинство 50% + 1 голос (простое большинство).

Правило большинства и перераспределения. Отличается от правила единогласия тем, что при правиле большинства положение некоторых членов может ухудшиться => возникают процессы перераспределения в обществе => мы перемещаемся по контрактной кривой.

График 2: XX’ – кривая возможных полезностей только при создании частных благ, общественных благ нет. (.)Е – первоначальное распределение. Государство входит на рынок, давая общественные блага => возможные полезности расширяются => кривая XX’ перемещается в YY’. Перемещение из (.)Е в (.)A, B или С сопровождается Парето улучшением. На участке АС действует правило единогласия. На участки YA и на CY’работает правило большинства, правило единогласия работать не может. Переход в (.)D или в  (.)F происходит , когда обсуждается структура общественных благ, на кого они ориентированны, на бедных или на богатых.