24. Сектора науки: государственный, предпринимательский, вузовский и частный бесприбыльный. Общая характеристика государственного сектора науки и его компонент: академической, прикладной и вузовской.

Сейчас сектора науки можно разделить на следующие сегменты:

  1. Государственный сектор науки:
    • организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом;
    • бесприбыльные организации полностью или в основном финансируемые и контролируемые государством.
  2. Предпринимательский сектор:
  • все организации и предприятия, чья основная деятельность сведена с производством продукции или услуг в целях продажи, в т.ч. находящиеся в собственности государства;
  • частные и бесприбыльные организации обслуживающие выше названные организации.
  1. Вузовский сектор:
  • университеты и другие вузы независимо от источника финансирования и правового статуса, а также находящиеся под их контролем, либо ассоциированные с ними НИИ, экспериментальные станции и клиники.
  1. Частный бесприбыльный сектор:
  • частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профсоюзные общества, общественные организации);
  • частные индивидуальные организации.

 

Компоненты государственного сектора.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04 января 1999 г. № к хозяйствующим субъектам государственного сектора экономики отнесены:

  • государственные унитарные предприятия, в том числе казенные;
  • государственные учреждения;
  • хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находятся в государственной собственности или в собственности хозяйственных обществ, относящихся к государственному сектору экономики.

Академический.

Академический компонент ориентирован на проведение фундаментальных исследований, включает в себя около 8-9 сотен организаций, подведомственных академиям наук, имеющим государственный статус.

Особо стоит выделить РАН.

РАН можно рассматривать как:

1. Высшее научное учреждение России, которое осуществляет общее научное руководство фундаментальными исследованиями по важнейшим проблемам в области естественных и общественных наук и определяет основные направления их развития.

2. Орган ведомственного управления, т.к. руководит своими ведомствами.

3. Ассоциация ученых высшего уровня

РАН – совокупность институтов и других научных организаций, которые по своей ведомственной принадлежности относятся к:

1. РАН;

2. региональные отделения РАН (Сибирское, Уральское, Дальневосточное);

3. отраслевые АН (образования; с/х наук; художеств; медицинских наук; архитектуры и строительных наук).

 

Прикладная.

В результате приватизации после 90-ых годов был нанесен серьезный ущерб научным организациям. Наука была долго в состоянии стагнации. НИИ стали акционироваться и теряли свои преимущества, происходила утечка новейших технологий на Запад. Это было связано и с тем, что само предприятие и НИИ при нем приватизировались отдельно. Таким образом, разрушалось НПО. Возникала угроза потери всей науки. Заводская наука в самой её прикладной части была уничтожена.

Сегодня прикладной компонент ориентирован в основном на прикладные исследования и разработки, включает в себя более 1200 организаций (в большей части – государственные унитарные предприятия).

Более 100 организаций госсектора прикладной науки наделены различными статусами по получению государственной поддержки (58 государственных научных центров Российской Федерации, 46 федеральных научно-производственных центров, 1 федеральный центр науки и высоких технологий).

Сначала были ГНЦ, потом ФЦНВТ (с особым статусом предприятия, льготы, в т.ч. налоговые). Но вся эта идея не зашла. Сейчас тема – малое инновационное предпринимательство и технопарки.

 

Вузовская.

Вузовский компонент включает более 500 высших учебных заведений (и организаций в их подчинении), ведущих исследования и разработки.

Технопарки.

Создаются на базе вузов.

Первый российский технопарк – в Томске в 1990 году. Был создан как 100% государственное учреждение, затем как ЗАО. Сейчас это международный деловой центр «Технопарк».

Характерные черты:

Большинство технопарков не является юридическими лицами. Существуют как подразделения вуза. Сюда привлекаются только фирмы, созданные работниками ВУЗа. Юридические лица только ЛТА и Технологический институт.

Малые размеры технопарков – 1000-2000 кв. м разбросаны по городу.

Проблемы и ошибки российских технопарков

  1. Под идею технопарков предприниматели пытаются получить государственные и иностранные субсидии.
  2. Уставная болезнь.
  3. Примитивная концепция технопарка.
  4. Глобализм (неохватные планы).
  5. Технологический подход. За технопарком выделяется исследовательская организация.
  6. Использование крупной идее для достижения менее крупных целей.

 

Все данные выше на 2004-2005 год. Даны для ориентировки.

 

В условиях перехода экономики на инновационный путь развития на государственный сектор науки возлагаются следующие задачи:

  • обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в экономике и реализации национальных конкурентных преимуществ в научно-технологической сфере;
  • научная поддержка и сопровождение выполнения функций государства, таких как обеспечение национальной безопасности и обороноспособности;
  • обеспечение высокого уровня фундаментальных исследований, как основного элемента генерации новых знаний в инновационной экономике;
  • обеспечение развития национальной научно-технологической базы наукоемких отраслей экономики (национальных приоритетов технологического развития) в условиях неразвитости частного сектора исследований и разработок;
  • обеспечение целостности национальной инновационной системы и эффективного восполнения «провалов рынка» посредством формирования элементов инновационной инфраструктуры и осуществления видов деятельности в тех сферах, где наблюдается недостаток предпринимательской инициативы;
  • развитие кадрового потенциала организаций науки и высшего образования, основная часть которых остается в государственной собственности, путем эффективной интеграции научной и образовательной деятельности;
  • гармонизация интересов государства, частного бизнеса, менеджмента и коллективов научных организаций, институтов гражданского общества при реализации научной и инновационной политики.