2. Возникновение и основные этапы развития науки.

1) Первобытнообщинный строй.

Наука возникла с момента выделения человека из мира животных, в процессе трудовой деятельности. Необходимо было защищаться от стихийных сил природы, добывать пищу.

Самый первый период в развитии общества – палеолит. Каменные орудия труда, низкий уровень производительных сил, охота собирательство.

Неолит – новые орудия труда – мотыги, изготовление лодок корзин. У людей появляются украшения (свободное время). Зарождается скотоводство, собирательство дало толчок земледелию. При помощи огня люди узнали металл. Появление языка, письменности – возможность передавать другим полученные знания, продолжать знания.

2) Наука в рабовладельческом обществе.

Индивидуальное производство. Первое крупное разделение труда, как следствие рост производительности труда. Накопления богатства, появление ремесел – второе крупное разделение труда стал основой появления классового неравенство (рабство). Физический труд - рабы, умственный - рабовладельцы. Появились люди, которые стали заниматься наукой.

Рабовладельческий строй не оказывал реального влияния на развитие материального производства.

3) Наука в феодальном обществе.

К периоду становления феодальных отношений ученые создали много открытий. Противопоставление открытий церковным догмам. Научные исследования вне закона, ученые подвергаются преследованию. Религия существенным образом тормозит развитие науки. Развиваются производство бумаги и книгопечатание, география и астрономия. 10 в. – соборные школы 12 в. – университеты. Изобретены хомут (Китай), мельница, очки и телескоп. Переход от феодализма к капитализму занимает очень большой период времени. Развитие мореплавания, астрономии (Коперник), составление карт, открытие мореходных школ, повышение слоя людей занимающихся наукой. Развитие науки 16-17 вв. связано с войнами. Открыт закон кровообращения.

4) Возникновение капитализма и наука.

К концу 17 в. буржуазия Англии, Голландии, Франции избавилась от феодальных ограничений. Рынок сбыта расширялся. Изобретение революционного характера – паровая машина – снижение себестоимости продукции. Люди сталкиваются с ситуациями, решить которые без вмешательства науки невозможно.

Машиностроение и металлургия. Изобретен двигатель внутреннего сгорания и создание легкого силового двигателя и автомобиля. Машиностроение порождает потребность в новом оборудовании: 1) большего количества, 2) высокого качества.

Электричество. Кулон – измерил ток. Гальвани открыл электрический ток.

Химия. Лавуазье – закон сочетания элементов. Менделеев 1859 г. периодический закон. В начале 19 века изобретены электромагнит и телеграф, в конце созданы телефон и радио.

Биология. Карл Линей – классификация всех растений. Дарвин – эволюция, естественный отбор. Пастер – бактериология. Достижения биологов использованы в медицине и в сельском хозяйстве.

Физика. Рентген и Кюри – рентгеновские лучи. Энштейн – теория относительности. Атомная теория Бора-Резенфорда.

5) Наука при социализме.

В условиях социализма наука становится теоретической базой не только для овладения и использования сил природы, но и для целенаправленного управления общественными процессами, для формулирования идеалов и целей общества.

Преимущества: бесплатное образование, высокая зарплата научных работников, партия управляет развитием науки.

Недостатки: чрезмерная милитаризация, отсутствие конкуренции, теория идет вразрез с практикой, монополизация.