18. Государственное регулирование МНТС. Концепция государственной политики РФ в области МНТС.

МНТС - реальный инструмент стабилизации и подъема отеч. эк-ки и наращивания н-т потенциала РФ. Концепция государственной политики РФ в области МНТС была разработана в рамках комплекса мероприятий по реформированию российской науки.

Существует 2 основных приоритета государственной политики в области МНТС:

  1. Повышение роли и удельного веса иннов-но-тех-ой составляющей в общей стр-ре МНТС.
  2. Создание рын-ых механизмов и инфр-ры межд-ого сотр-ва, отвечающей мировым стандартам.

Концепция. Долгосрочные стратегические цели госуд. политики РФ в области МНТС. Цели:

  1. Содействие переходу России на инновационный путь развития и формированию российской инновационно-технологической составляющей многополярного мира.
  2. Полноправное и эффективное участие РФ в глобальных интеграционных процессах в сфере науки и наукоемкого производства.
  3. Повышение уровня конкурентоспособности отечественной науки и техники, выход на рынок интеллектуальных продуктов, наукоемких товаров и услуг.
  4. Развитие новых форм международного сотрудничества, усиление роли инновационно-технической составляющей в МНТС России.
  5. Гармонизация инфраструктуры МНТС России и ее адаптация к мировой практике.
  6. Обеспечение научно-технической безопасности РФ.

МНТС = МИНТС (государственный уровень, частный уровень) + МГНТС (национальные н-т организации, международные научно-технические организации).

Основные направления и задачи государственной политики РФ в области МНТС:

  1. Межгосударственное научно-техническое сотрудничество (МГНТС).

МГНТС – совместная научная и н-т деятельность, преимущественно некоммерческого характера, в рамках межгосуд-ых межправовых и межведомственных соглашений о н-т сотрудничестве. Осуществляется научными организациями, общественными объединениями научных работников, отдельными научными работниками и специалистами РФ и зарубежных стран при финансовой поддержке из средств госбюджета стран-партнеров и грантов, предоставляемых благотворительными и общественными фондами.

К сфере МГНТС относится также международная научная и н-т деятельность, осуществляемая в рамках международных организация н-т профиля.

  1. Международное инновационно-технологическое сотрудничество государственного и частного секторов России и зарубежных стран (МИНТС).

МИНТС – международная инновационная деятельность на двух и многосторонней основе, нацеленной на получение коммерческого эффекта.

Задачи МГНТС. Политика должна быть связана с внешней торговой политикой. Сейчас существует реальная потребность в организации МГНТС по стратегическим направлениям по реализации внешнеторговой политики.

Вопросы:

  1. Обеспечение благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для участия России на мировых рынках интеллектуальной продукции.
  2. Увеличение участия России в международном научном разделении труда.
  3. Закрепление российской наукоемкой продукции на новых перспективных рынках.

Для достижения этого:

  1. Создание межотраслевой интегрированной информационной сети академических институтов, виртуальных лабораторий, библиотек и баз данных на территории России.
  2. Разработка межгосударственных программ сотрудничества в области фундаментальной и прикладной науки.
  3. Учреждение международных научных центров и организаций с государствами-участниками СНГ.

Задачи МГНТС при сотрудничестве со странами СНГ:

  • определение приоритетных направлений сотрудничества в ключевых областях науки и техники;
  • достижение единых стандартов и методологии организации научных исследований;
  • исключение дублирования проведения исследований и разработок;
  • наиболее полное использование имеющейся инфраструктуры и ресурсов.

Задачи МГНТС при сотрудничестве с промышленно развитыми странами:

  1. Наращивание сотрудничества с ведущими в научно-техническом отношении государствами (США, ФРГ, Франция, Япония и др.).
  2. Использование механизмов научно-технического сотрудничества с промышленно развитыми странами, членами ЕС и ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития.

Задачи МГНТС при сотрудничестве с новыми индустриальными государствами и развивающимися странами:

  1. Расширение сотрудничества с Индией и КНР.
  2. Активация сотрудничества с Бразилией, Кореей, Малайзией в области прикладных исследований.
  3. Содействие созданию в России международных н-т организаций на базе отечественных научно-технических центров с привлечением материальных и финансовых ресурсов новых индустриальных государств и подготовки научных кадров этих стран в России.

Задачи МГНТС при сотрудничестве со странами с переходной экономикой (Центральная и Восточная Европа):

  1. Исп-ие накопленного опыта для расширения совместных ИиР, развитие научной инфраструктуры и совместного с этими странами вхождения РФ в европейские н-т программы.
  2. Проведение работ, направленных на осуществление экспортных поставок росс. технологий, н-т оборудования и оказания услуг в сфере науки и технологий в счет погашения государственного долга РФ отдельным странам Центральной и Восточной Европы.

Задачи МИНТС. МИНТС в РФ осуществляется государственным и частным секторами РФ и зарубежных стран и представляет собой международную инновационную деятельность на двух и многосторонней основе, нацеленную на получение коммерческого эффекта.

Роль государства в стимулировании МИНТС заключается в создании механизмов и обеспечении благоприятных условий для международной коммерциализации результатов научно-технической деятельности, отвечающим взаимным интересам российских и зарубежных партнеров, адаптация российской нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности к мировой практике.

Задачи МИНТС государственных и частных секторов:

  1. Увеличение удельного веса инновационно-технологического сотрудничества в общей структуре МНТС, объемов коммерциализации российских технологий на мировом рынке.
  2. Привлечение зарубежного капитала, в т.ч. венчурного, для инвестирования в ресурсоемкие проекты, направленные на развитие отечественной производственной сферы.
  3. Переход России в МИНТС к использованию мировой практики коммерциализации технологий, охватывающей весь инновационный цикл от ФИ до реализации конечной продукции на мировом рынке, включая маркетинг наукоемких товаров и услуг.
  4. Создание на территории РФ совместных предприятий, научно-производственных консорциумов для совместной научной деятельности зарубежных, российских инновационно-технологических фирм, в т.ч. малого и среднего бизнеса, ГНЦ, ФЦНВТ, ТЦ, ИПК в области высоких технологий.

Задачи МИНТС при сотрудничестве с государствами-участниками СНГ:

  1. Развитие и углубление взаимовыгодного инновационного сотрудничества в рамках общего н-т и экономического пространства стран-участников СНГ.
  2. Активизация совместной иннов-ой деят-ти с каждым отдельным государством Содружества.

Задачи МИНТС при сотрудничестве с промышленно развитыми странами:

  1. Сотрудничество в области развития иннов-ой инфр-ры РФ с и иннов-ми инфраструктурами и программами Европы и промышленно развитых стран, в т.ч. 7 рамочной программ ЕС.
  2. Привлечение прямых и портфельных иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли. Подготовка управленческих кадров для инновационного предпринимательства.
  3. Развитие контактов с ЕБРР, а также венчурными фирмами зарубежных стран и частными инвесторами в целях привлечения их к финансированию рисковых проектов на территории РФ.

Задачи МИНТС при сотрудничестве с новыми индустриальными государствами и развивающимися странами:

  1. Развитие сотрудничества с Кореей, Индонезией, Филиппинами для коммерциализации росс. технологий и привлечения необходимых для этого инвестиций.
  2. Стимулирование российского экспорта высоких технологий, наукоемких товаров и услуг, включая инжиниринговые услуги, в Бразилию, Индию, Иран.

Задачи МИНТС при сотрудничестве со странами с переходной экономикой. Сам придумай.