149. Ролевые позиции фирм в конкурентной борьбе. Варианты стратегии.

  1. Фирма – законный монополист
    1. Патентная монополия
      1. Принудительный выкуп патента
      2. Принуждение к продаже лицензии
    2. Монополия в сферах, где конкуренция считается экономически нецелесообразной (электро-, газо-, водоснабжение)
  2. Фирма-лидер (компания, имеющая наибольшую долю в объеме продажи товара на конкретном географическом рынке – 50-65%)
  • Стратегии фирмы-лидера
  1. Стратегия эшелонированной обороны, основным инструментом которой является очень низкая цена на товар
  2. Стратегия упреждающей обороны. Основной инструмент – хорошо развитая информационная разведка компании (игра на опережение)
  3. Стратегия мобильной обороны. Это опережающая диверсификация своей деятельности. Лидер раньше, чем конкурент начинает оказывать доп. сервис по товару. Раньше начинает работать с новым сегментом рынка.
  • Вынуждающие стратегии фирмы-лидера
  1. Стратегия контр-атаки. Лидер пропустил чувствительный удар от конкурента и начинает контр-действия, используя слабые места в действиях противника.
  2. Стратегия сжимающейся обороны. Если компания-лидер чувствует, что какие-то географические рынки под давлением конкурентов не удержать – она сама уходит с этих рынков, а освободившиеся средства использует для укрепления позиция на оставшихся рынках.

3. Претендент на лидера (как правило, компания, имеющая значительную долю на рынке и стремящуюся стать лидером на данном рынке). Использует стратегии атакующей направленности.

  • Стратегии претендента на лидера
  1. Фронтальная атака на лидера

Кратковременное массированное давление на позиции фирмы-лидеры с использованием большинства элементов маркетингового комплекса. Достаточно затратная стратегия.

  1. Фланговая атака на лидера

Поэтапное вытеснение лидера с его позиций за счет создания превосходства на отдельных участках рынка.

  1. Обход лидера

Стратегия является зеркальным отражением мобильной обороны. Вытеснение лидера с позиций достигается за счет ускоренной диверсификации своей деятельности, щ счет начала работ с новыми сегментами рынка.

  1. Охват лидера

Стратегия возможна при подавляющем превосходстве конкурента. Суть сводится к приобретению лидирующей на рынке компании.

4. Фирмы-последователи (компания, имеющая незначительную долю на рынке и стремящаяся исключительно к её сохранению).

Последователи вынуждены следовать в фарватере экономической политики лидирующих компаний.

  1. Окопавшиеся в нишах (фирмы-патиенты) - фирмы, выбирающие небольшой и очень специфический сегмент рынка и работающие только с ним. Эти фирмы не растут, не увеличивают объем производства.