139. SWOT-анализ фирмы. Маркетинговый аудит компании. Матрица БКГ.

SWOT анализ - это формальная методика, для разработки маркетинговой стратегии.

1 этап – сильный, слабые стороны, 2 - возможности и угрозы 3 – все в единую таблицу.

На пересечении возможностей и угроз, сильных и слабых сторон компании, пишутся возможные варианты использования силы компании и нейтрализации слабых сторон.

SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон вашего предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). Сильные стороны (Strengths) — преимущества вашей организации; Слабости (Weaknesses) — недостатки вашей организации; Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества Вашей организации на рынке; Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение вашей организации на рынке.

Полный маркетинговый аудит предприятия включает следующие мероприятия.

  1. Ситуационный анализ: анализ конъюнктуры рынка и анализ конкурентов.
  2. Маркетинговые исследования: изучение поведения потребителей и определение привлекательных сегментов.
  3. Ревизия товарно-рыночной стратегии: анализ портфелей товаров и рынков; оптимизация портфелей; пересмотр позиционирования товаров.
  4. Разработка комплекса маркетинга (товарная и ценовая политика, реклама, стимулирование сбыта, сбытовая деятельность, отношения с партнёрами).
  5. Анализ и рекомендации по внутренней структуре предприятия и др.

В результате маркетингового аудита: 1) выявляется соответствие принятой стратегии рыночным возможностям и ресурсам компании;  2) определяются сильные и слабые стороны предприятия. Разрабатывается план по укреплению позиций предприятия.

Матрица "Бостон консалтинг груп" позволяет компании классифицировать каждую ассортиментную группу по ее доле на рынке относительно основных конкурентов и темпам годового роста отрасли. Используя матрицу, фирма может определить, во-первых, какое из ее подразделений играет ведущую роль по сравнению с конкурентами и, во-вторых, какова динамика ее рынков: развиваются они, стабилизируются или сокращаются.

Матрица выделяет четыре типа подразделений: "звезды", "дойные коровы", "трудные дети" и "собаки" и предполагает стратегии для каждого из них

"Звезда" занимает лидирующее положение в развивающейся отрасли. Основная цель - поддержать отличительное преимущество фирмы в условиях растущей конкуренции. "Звезда" дает значительные прибыли, но требует больших объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста. По мере того как развитие отрасли замедляется, "звезда" превращается в "дойную корову".

"Дойная корова" занимает лидирующее положение в относительно зрелой или сокращающейся отрасли. Много “преданных” клиентов. Cбыт стабилен, без значительных затрат на маркетинг. Маркетинговая стратеги ориентируется на "напоминающую рекламу", периодические ценовые скидки, поддержание каналов сбыта, стимулирование повторных покупок.

"Трудный ребенок" незначительно воздействует на рынок в развивающейся отрасли. Поддержка со стороны потребителей незначительна, отличительные преимущества неясны, ведущее положение на рынке занимают товары конкурентов. Выбор стратегии зависит от того, верит ли фирма, что данное подразделение может успешно конкурировать при соответствующей поддержке, и во что обойдется такая поддержка.

"Собака" - это подразделение с ограниченным объемом сбыта в зрелой или сокращающейся отрасли. Компания имеющая такое подразделение, может попытаться выйти на специализированный рынок; извлечь прибыль посредством ликвидации до минимума обеспечивающего обслуживания или уйти с рынка.