130. Конкуренция: формы и методы. Модель сил конкуренции М. Портера. Задачи фирмы по мониторингу конкуренции. Источники информации о конкурентах. Закон РФ «Об антимонополистической дельности и регулирования конкуренции на торговых рынках».

  1. Конкуренция: формы и методы. Модель сил конкуренции М. Портера.

Конкуренция – борьба товаропроизводителей за наилучшие условия производства и сбыта своих товаров.

Классификация конкурентной борьбы:

(1) по объекту:

  1. за руб./$ потребителя ведется между самыми разнокачественными видами бизнеса (бюджет потребителя ограничен)
  2. функциональная (борьба разнокачественных способов удовлетворения одной потребности)
  3. видовая (борются товары, основанные на 1 и том же научно-техническом принципе, однако различающиеся значениями своих технико-эксплуатационных параметров)
  4. рынок предметной конкуренции (борются практически идентичные товары, отличающиеся только маркой фирмы-изготовителя)

(2) по методам:

  1. ценовая
  2. неценовая (инструмент - более высокое качество товара при сопоставимой Цене) Инструменты: - более высокий имидж, - более эффективная реклама, - лучший послепродажный сервис; - лучшие условия сбыта.
  3. незаконная Методы конкуренции, запрещенные российским законодательством

(1) 2 вида рекламы: а) недобросовестная реклама (дискредитация покупателя, не пользующегося товаром; дискредитация товара конкурента в рекламе; заимствование чужих идей в рекламе; б) недостоверная реклама (введение покупателя в заблуждение относительно достоинств товара; -«-относительно наличия у товара каких-то престижных наград; -«- относительно уровня Цены на товар; -«- относительно наличия товара на рынке),

(2) распространение ложных, порочащих слухов о фирме -конкурента,

(3) торговое пиратство (подделка товара под товар другой известной марки),

(4) промышленный шпионаж (кража научно-технических, коммерческих секретов с целью ущерба).

5 сил конкуренции по М. Портеру

1.Обстоятельства, определяющие остроту конкуренции между фирмами уже работающими на данном рынке:

1) количество Компаний, действующих на рынке;

2) соотношение потенциалов конкурирующих Компаний (наиболее острая борьба между компаниями примерно равным по потенциалу, между крупными и малыми Компаниями конкуренция слаба, либо отсутствует);

3) состояние технологий в данной отрасли (Конкуренция обостряется если высокий уровень технологий у большинства Компаний, малопроизводительные технологии снижают конкуренцию);

4) состояние спроса на данном товарном рынке. (Д растет, конкуренция ослабевает и наоборот);

5) технологическая однородность продуктов у разных конкурентов. (на технологически однородных рынках конкуренция усиливается, а разнородных – ослабевает)

 

  1. Задачи фирмы по мониторингу конкуренции. Источники информации о конкурентах.

Задачи: (1) сбор и анализ информации о всех фирмах -конкурентах, их товарах, услугах; (2) научно-техническое прогнозирование с целью предвиденного появления на рынке товаров -субститутов;

(3) сбор и анализ информации о всех потенциальных поставщиках сырья и комплектующих;

(4) сбор и анализ информации о всех реальных и потенциальных покупателях нашего товара;

(5) разработка прогнозов возможных изменений на макрорынке и проработка вариантов поведения конкурентов в изменившихся условиях.

Источники информации:

(1) рекламные материалы конкурентов;

(2) покупка товаров конкурентов (цель: изучение для создания более совершенного восстановление технологии);

(3) сбор информации на выставках, ярмарках;

(4)  различные маркетинговые справочники. Классификация справочников: а) адресные; б) товарно-фирменные; в) отраслевые, г) общефирменные; д) по ОАО; е) по финансовым связям (информация о структуре пакетов акционеров Компании на определенный момент времени); ж) биографические (директорские, в России «Синие страницы» политики, «Кто есть кто»); з) специализирован.; (5) ежегодные отчеты Компаний открытого типа о своей деятельности; (6) Internet; (7) дни открытых дверей ф.

Закрытые источники информации о фирмах -конкурентах: через «кредит-бюро», маркетинговые Компании, занимающиеся сбором, анализом, продажей коммерческой информации. Основной товар – «деловой портрет фирмы»: (1) бизнес-справка на фирму (дает общее представление о фирме (реквизиты, собственность, история, деятельность, дочерние Компании, филиалы); (2) кредитно-аналитические справка (фин. информация); (3) платежно- аналитические (если собирается что-то продать этой фирме); (4) маркетинговая справка (товары, услуги, Ценовая политика, сбыт, реклама, имидж).

В России: 1) действует несколько зарубежных кредит-бюро (Dan & Dredstreet); 2) деловые портреты от ТПП; 3) существует 3 способа активного исследования конкурента: а) засланный покупатель, б) -«- акционер, в) -«- сотрудник (в основном через «серые» кредит-бюро).

 

Закон РФ «Об антимонополистической деятельности и регулировании конкуренции на товарных рынках РФ»

В соответствии с Законом РФ “О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках” во многих районах страны созданы территориальные антимонополистические органы (более 80), которые подведомственны Государственному комитету РФ по антимонополистической политике и поддержке новых экономических структур. Их силами и проводятся различные проверки, в том числе периодически осуществляется контроль за формированием и применением железнодорожных тарифов, расчетами провозных платежей за перевозки грузов и другие услуги. Результаты проводимых проверок свидетельствуют о том, что предприятиями железнодорожного транспорта продолжаются нарушения антимонопольного законодательства, в том числе в части ценообразования, взимание платы за невыполненные работы или оказания услуг, которое должно производиться без дополнительной оплаты, навязывание клиентам невыгодных договорных или различных дискриминирующих условий.