127. Охрана информации на инновационной фирме. Особенности правовых норм, регулирующих информационную сферу.

Особенности правовых норм, регулирующих информационную сферу.

В России основные вопросы, связанные с информацией и информационны­ми технологиями, регламентируются законами Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации», «Об автор­ском праве и смежных правах» и «О государственной тайне», а также иными законодательными и нормативно-правовыми актами. В мировой практике принято руководствоваться общими правилами, выработанны­ми в результате опыта проведения международных информационных ис­следований. Примером может явиться документ под названием «Между­народный кодекс по практике маркетинговых и социальных исследова­ний», разработанный Международной торговой палатой и Европейским обществом по изучению общественного мнения и маркетинга.

Определены границы распространения исследования и указывается недопустимость проведения под вывеской информационного исследова­ния

  • а) расследования в личных или иных целях ... для получения част­ной информации о частных лицах как таковых;
  • б) комплектование ... банков данных с любыми целями, кроме целей маркетинговых исследо­ваний;
  • в) промышленный, коммерческий или иной вид шпионажа;
  • г) получение информации для использования в целях кредитного рейтинга и оказания иных подобных услуг;
  • д) использование информатора в целях продажи или стимулирования сбыта;
  • е) сбор долгов;
  • ж) прямые или кос­венные попытки ... повлиять на мнение информатора».

Гораздо более интересным с экономической точки зрения является правило из статьи 19, говорящее о том, что «результаты исследования и данные, содержащиеся в проекте маркетингового исследования, являют­ся собственностью клиента. Результаты исследования и данные не могут быть раскрыты исследователем третьей стороне, кроме тех случаев, когда на это имеется предварительное письменное согласие».

Охрана информации на инновационной фирме

Информация, собираемая и систематизируемая внутри фирмы, а также любые дополнительные сведения о ее деятельности, планах раз­вития, связях, научно-технических достижениях, персонале и т.п. может представлять интерес для конкурентов, как прямых, так и косвенных. Обладание такой информацией дало бы им возможность принимать бы­стрые и точные решения в области своих взаимоотношений с этой кон­курирующей фирмой и определенно обеспечило бы им более выгодное положение. Конкурентные преимущества, появляющиеся в результате осведомленности о состоянии дел и перспектив развития конкурентов при умелом использовании могут принести ощутимую выгоду для того, кто ими обладает, и не менее ощутимые убытки для другой стороны.

Все возможные каналы утечки информации можно подразделить на технические и персональные. К техническим каналам утечки информации относятся средства об­работки информации и связи, которые используются фирмой. Сущест­вует множество способов утечки информации с таких средств, начиная от попадания в чужие руки использованных носителей информации (копировальной бумаги от печатной машинки или диктофонной кассе­ты с телефонного автоответчика) до электромагнитных и звуковых волн, которые могут быть уловлены специальной подслушивающей аппаратурой. В качестве средств защиты могут быть использованы специальные экраны, устройства защиты компьютеров и компьютер­ных сетей от несанкционированного доступа, шифровальные машины и аппаратура засекреченной связи. Персональные каналы утечки информации сложнее поддаются кон­тролю, поэтому они потенциально опаснее