116. Найм как способ обеспечения инновационной фирмы кадрами; содержание основных этапов найма. Регулирование трудовых отношений, основанных на найме. Регулирование трудовых конфликтов в инновационной фирме

Основой трудовых отношений являются отношения, возникающие по поводу применения наемного труда. Момент возникновения отношений наемного труда – найм работника – правовой акт, который имеет и правовое и экономическое содержание.

Различают 2 формы трудового договора:

  1. Индивидуальный.

Трудовой договор – соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязан:

  • Выполнять свои обязанности по определенной специальности в соответствии с определенной квалификацией.
  • Выполнять работу согласно существующему распорядку трудового дня

Работодатель должен:

  • Выплачивать зарплату.
  • Обеспечивать нормальные условия труда, условия, предусмотренные в законодательстве о труде, предусмотренные в коллективном договоре, предусмотренные между работодателем и работником.
  1. Коллективный.

В основе лежит коллективная форма соглашения между работодателем и целым коллективом работников. В основе лежит женевская конференция организации труда. Суть коллективного договора заключается в установлении:

  1. условия труда: коллектив выдвигает требования
  2. оплата труда: по профессиональным группам и квалификации устанавливается минимальная для данного предприятия оплата труда
  3. обязанности сторон

Конфликт – столкновение интересов как индивидов, так и их групп в процессе их взаимодействия.

Устранение, предотвращение конфликтов зависит от типа и процессной стороны конфликта.

Классификационные характеристики конфликтов:

  1. Причина.
    1. Конфликт целей. В основе – регулирование точки зрения на цели и пути их достижения.
    2. Конфликт обстоятельств.– несоответствие притязаний работников тому, что есть.
    3. Конфликт культур. В основе – уровень образования, воспитания.
  2. Направленность.
    1. Функциональные-созидающие.
    2. Дисфункциональные-разрушающие.
  3. Организационная иерархия конфликта.
    1. Внутриличностный.
    2. Межличностный.
    3. Статусный конфликт, межгрупповой (агентская проблема).

Управление конфликтом - действия, направленные на разрешение конфликта.

Цели управления конфликтом:

  • Предотвратить конфликт.
  • Перевод из дисфункционального в продуктивный конфликт, путем воздействия на его причины, на людей (стороны), на цели этих людей.

Для воздействия на стороны конфликта, надо решить 3 задачи:

  1. Профилактика конфликта. Цель – недопущение конфликта
  2. Легализация - совершенствование рыночных отношений, создание внутрифирменного рынка труда.
  3. Институциональное разрешение.

«Цивилизованное» разрешение конфликтных ситуаций.