11 страница

Принципы организации безналичных расчетов:

  1. Принцип унификации и регламентации расчетов (все должны проводить их единообразно). В связи с этим разработаны правила регламентирующие эти расчеты. Известны документы разработанные международной торговой палатой (Париж, Франция) «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов», «Унифицированные правила для инкассо». В России расчеты регламентируются гражданским кодексом (глава 46 «Расчеты») и нормативными документами Центробанка. Существует положение ЦБ «О безналичных расчета в РФ».
  2. Принцип свободы выбора формы расчетов. Хозяйствующие субъекты сами в праве выбирать форму расчетов. Банки не имеют право давать советы, в какой форме осуществлять расчеты.
  3. Принцип скорости расчетов. Внутри города безналичные расчеты не должны превышать двух дней. Междугородние максимум 5 банковских дней.
  4. Принцип акцепта. Акцепт – согласие на осуществление расчета. Списание средств со счета может быть выражено двумя способами:
    1. Прямым указанием банку в виде платежного поручения, чека, векселя.
    2. В форме письменного согласия на такое перечисление по требованию третьего лица. Законом предусмотрены некоторые случаи списания средств в бесспорном порядке, например налоговая может списать со счета фирмы сумму по налогам штрафам и т.д., но обычно сразу не делают.

5.   Принцип свободы распоряжения денежными средствами – этот принцип означает что банк не может диктовать как осуществлять расчеты, это решает сам клиент. Единственное ограничение это расчеты между юридическими лицами – максимум 2 миллиона в день наличностью.

6.   Принцип обеспеченности расчета – расчеты производятся в пределах остатка средств на счете плательщика или за счет кредита.

7.   Принцип независимости исполнения обязательств – если вам приказано перевести в адрес какого-то клиента средства – то банк обязан это сделать, а если потом клиент скрылся не выполнив договор, то к банку потом претензии быть не должно.

8.   Принцип документарного оформления расчетных операции – все расчеты имеют вид документов, причем платежные документы унифицированы.