11. Инструменты стратегического контроллинга.

1. Портфельный анализ (портфолио анализ).

При помощи портфельного анализа предприятие разделяют на  стратегические бизнес единицы анализируют их по отдельности. В качестве стратегических бизнес-единиц, которые можно использовать и краткосрочном планировании, особенно подходят продуктовые группы и рынки. Для отдельных продуктовых групп в дальнейшем можно разработать различные стратегии.

2. Матрица BCG

Портфельная матрица "доля рынка - рост рынка" позволяет легко провести анализ стратегических позиций продуктовых групп предприятия и разработать для них специфические стратегии. В качестве стратегических факторов успеха используются показатели относительной доли рынка и будущего рыноч­ного роста.

3. SWOT-анализ.

SWOT анализ включает в себя анализ ситуации внутри компании, а так же анализ внешних факторов и ситуацию на рынке. Все данные, впоследствии сводятся в одну таблицу состоящую из 4 основных полей: сила, слабость, возможности и угрозы. Такую таблицу, так же называют матрицей SWOT анализа.

4. GAP-анализ

Если представить графически, то существует желаемая траектория развития (T) на графике, и ожидаемое развитие T. Между желаемым и ожидаемым всегда существует разрыв – стратегический провал. Необходимо отслеживать и минимизировать его.

Если такой разрыв вовремя не минимизировать, то предприятие не может гарантировать свое существование в долгосрочной перспективе. GAP-анализ служит основой при выработке стратегий, направленных на ликвидацию таких разрывов.

В качестве отслеживаемых показателей может быть оборот, рентабельность, прибыль или любой другой важный показатель.

5. Оценка кривой жизненного цикла продукта.

Согласно одной из концепций при построении кривой жизнен­ного уикла продукта исходят из предположения, что развитие каж­дого продукта от внедрения на рынок до ухода с него является типичным и проходит через четыре стадии:

  1. внедрение;
  2. рост;
  3. зрелость;
  4. спад (насыщение).

6. Кривая опыта

Идея: большинство компаний проходят процесс обучения, в ходе которого по мере роста производства снижаются затраты на единицу продукции. При удвоении производства затраты снижаются на 20%. Повышаются опыт и знания персонала и совершенствуется организация производства.

Кривая опыта идет параллельно с процессом обучения. В результате эмпирических исследований доказано, что при многократном вы­полнении повторяющихся задач затраты снижаются, поскольку сотрудники приобретают навыки выполнения этих задач.

В результате систематических наблюдений установили, что при каждом удвоении нарастающих объемов выпуска продукции за­траты на единицу продукции, относящиеся к вновь созданной сто­имости и очищенные от влияния цен, потенциально снижались на 20-30%.