10. Славянофилы и народники в России

10. Славянофилы и народники в России: роль общины в идеях славянофил и народников; славянофильские идеи Аксакова, Хомякова, Герцена; народническая идея о невозможности развития капитализма в России; теория народного производства; «хождение в народ», революционное и либеральное народничество.

Славянофильство и народничество имели раз­ные временные, социальные, интеллектуально-психологические ис­токи. Славянофилы были в большинстве своем богатые по­мещики, склонные к патриархальной идиллии. Славянофильство рассуждало об общине прежде всего в историка-философских категориях — как о прояв­лении самобытности России.

Идейным самовыражением и самоопределением разночинной интеллигенции стало народничество, основные идеи которого: 1) сугубо отрицательное отношение к капитализму в его как за­падных, так и в доморощенных российских проявлениях;

2) признание ценности русской общины как зачатка отличных от капитализма форм промышленного и сельскохозяйственного про­гресса;

3) миссионерство интеллигенции как «представительницы науки» в поиске и организации этих форм;

Идея народников - русская община как основа некапиталистического экономического строя - сходилась со славя­нофильством. Но славянофильский национальный провиденциализм народничество заменило рационалистической предпосылкой воз­можности выбора пути промышленного прогресса и организации научных исследований в иных формах экономических отношений, чем западный капитализм с его теневыми сторонами (возрастающей бедностью, порожденной его же собственным развитием, ростом чис­ла безработных, которые не могут удовлетворить самые насущные свои потребности).

Теория народного производства: Артельная организа­ция мелкого кустарного производства при помощи интеллигенции и правительственной организации крупного механического дела до тех пор, пока не удастся видоизменить общину в новую производ­ственную единицу, сходную с той, которая имеется, например, в швей­царском часовом производстве.