10. Славянофилы и народники в России
10. Славянофилы и народники в России: роль общины в идеях славянофил и народников; славянофильские идеи Аксакова, Хомякова, Герцена; народническая идея о невозможности развития капитализма в России; теория народного производства; «хождение в народ», революционное и либеральное народничество.
Славянофильство и народничество имели разные временные, социальные, интеллектуально-психологические истоки. Славянофилы были в большинстве своем богатые помещики, склонные к патриархальной идиллии. Славянофильство рассуждало об общине прежде всего в историка-философских категориях — как о проявлении самобытности России.
Идейным самовыражением и самоопределением разночинной интеллигенции стало народничество, основные идеи которого: 1) сугубо отрицательное отношение к капитализму в его как западных, так и в доморощенных российских проявлениях;
2) признание ценности русской общины как зачатка отличных от капитализма форм промышленного и сельскохозяйственного прогресса;
3) миссионерство интеллигенции как «представительницы науки» в поиске и организации этих форм;
Идея народников - русская община как основа некапиталистического экономического строя - сходилась со славянофильством. Но славянофильский национальный провиденциализм народничество заменило рационалистической предпосылкой возможности выбора пути промышленного прогресса и организации научных исследований в иных формах экономических отношений, чем западный капитализм с его теневыми сторонами (возрастающей бедностью, порожденной его же собственным развитием, ростом числа безработных, которые не могут удовлетворить самые насущные свои потребности).
Теория народного производства: Артельная организация мелкого кустарного производства при помощи интеллигенции и правительственной организации крупного механического дела до тех пор, пока не удастся видоизменить общину в новую производственную единицу, сходную с той, которая имеется, например, в швейцарском часовом производстве.