10. Понятие, структура и содержание контроллинга.

Понятие контроллинга.

Контроллинг – функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономических функций в менеджменте для принятия оперативных и стратегических решений. Задача – не принять решение, а дать варианты для рассмотрения (в доступной форме).

Контроллинг в целом направлен на повышение эффективности управленческой деятельности.

Структура и содержание контроллинга

1. Установление целей заключает в себе определение качественных и количе­ственных целей предприятия и выбор критериев, по которым можно оценить степень достижения поставленных целей.

2. Планирование. Это процесс превращение целей предприятия в прогно­зы и планы. Для начала необходимо анализировать сильные и слабые стороны предприятия, возможности и опасности (так называемый SWOT-анализ). Это позволит разработать определенную стратегию и план. План - это количественное выражение целей предприятия и разработка путей их достижения. Планы разрабатывают как по всему предприятию в целом, так и по каждому подразделению.

3. Оперативный управленческий учет.  Данный раздел можно рассматривать как отражение всей финан­сово-хозяйственной деятельности предприятия при выполнении плана. В отличии от бухгалтерского учета, который  нацелен прежде всего на внешних пользователей (государственные органы, банки и др.), оперативный управленческий учет  ориентирован на информационные потребности руководителей предприятия и подразделений, на поддержку принятия управленческих реше­ний.

4. Система информационных потоков один из  важнейший элементов системы контроллинга на предприятии, т.к. управлять, не владея информацией, сегодня невозможно. Одна из основных задач контроллинга – информационная поддержка управления. Решить ее можно только при условии четкого и слаженного функционирования системы информаци­онных потоков на предприятии.

Контроллинг является поставщиком информации, а информация - это совокупность сведений, умень­шающих степень неопределенности. Отсюда определенные требования к  данной информации, такие как понятность, достоверность, существенность, полнота, регулярность и т.д.

5. Мониторинг. Тесно связан с предыдущем разделом. Владея нужной информацией, руководитель может осуществлять мониторинг всей финансово-хозяйственной деятельности пред­приятия. Он заключается в отслеживание протекающих на предприятии процессов в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах работы предприятия за наиболее короткие промежутки времени (день, неделя, месяц); сравнение це­левых результатов с фактически достигнутыми. 

6. Контроль. Он осуществляется на основании всей собранной информации системы кон­троллинга. Контроль занимается фиксированием и оценкой уже свершившихся фактов в дея­тельности предприятия, а контроллинг нацелен на перспективу

7. Анализ планов, результатов и отклонений. Анализ очень важен для нормального функционирования предприятия и для достижения поставленных целей.  Анализ прошлого направлен на оценку результатов прошлой деятельности предприятия, анализ настоящего помогает определить, что происходит на предприятии в настоящее вре­мя, и в каком направлении оно развивается, а анализ будущего оценивает,  сможет ли предприятие добиться поставленных це­лей, какие возможности перед ним откроются, и с какими рис­ками придется столкнуться.

8. Рекомендации для при­нятия управленческих решений. Они вырабатываются на основе анализа, который помогает контроллингу определять какие альтернативные действий есть у предприятия в настоящее время и оценивает эти альтерна­тивы с точки зрения достижения целей предприятия. На основе таких рекомендаций руководитель может осмысленно действовать.