10. Несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство.

Несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство.

Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран была характерна до середины XIX в. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства.

Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. В современных условиях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен, метод ценовой дискриминации

Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Эти методы в основном подразделяются на две группы:

Конкуренция по продукту — стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены.

Конкуренция по условиям продаж — использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы при покупке для постоянных покупателей.

Антимонопольное регулирование – самое главное во влиянии государства на предпринимателя. Но контроль должен быть аккуратным.

Основные элементы антимонопольного регулирования:

1)недопущение слияния компаний; 2)контроль над ценами; 3)тайный сговор

Наша Федеральная антимонопольная служба пользуется опытом запада (Германия), т.к. своего опыта нет. Сейчас у нас уровень монополий выше среднего, из-за советского прошлого и отсутствия опыта.