1. Предпринимательство как вид хозяйственной деятельности. Предприниматель и его функции.

Предпринимательство как вид хозяйственной деятельности.

Хозяйственная (операционная) деятельность - это деятельность, связанная с преобразованием  ресурсов (материальных и информационных) в продукцию – (товары, работы и услуги), предназначенную для реализации на рынке.

Предпринимательская деятельность (юрид., Гражданский кодекс РФ, статья 2, пункт 1)

                это деятельность

  • направленная на систематическое извлечение прибыли от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, использования имущества.
  • самостоятельных физических и/или юридических лиц, принимающих на себя  связанный с этой деятельностью   риск.

Предпринимательская деятельность (экон.) - особый вид экономической деятельности лиц,

  • склонных к повышенному риску и
  • реализующих предпринимательские идеи на основе самозанятости и/или стратегического управления собственным капиталом.

     Предприниматель и его функции.

    Предприниматель - физическое или юридическое лицо, ведущее предпринимательскую деятельность.

    Мотивы предпринимателей:

  • Получение максимальной прибыли в краткосрочном или долгосрочном периоде.
  • Получение нормальной (приемлемой) прибыли.
  • Рост стоимости предприятия.
  • Удовлетворение предпринимательского азарта, жажды успеха, получение «психического дохода» (Г.Саймон).

Функции предпринимателей:

1) Инновационная (И.Шумпетер):

  • выдвижение новых предпринимательских идей и их развитие,
  • поиск новых источников сырья,
  • создание и внедрение новых  технологий,
  • создание и внедрение новой продукции,
  • создание новых коммерческих организаций.

2) Системообразующая (организаторская):

  • воплощение предпринимательской идеи в жизнь в условиях неопределенности и на свой риск путем объединения вокруг нее сотрудников,       
  • мобилизация и соединение факторов производства в единую экономическую систему.

3) Оптимизирующая:

  • комбинирование факторов производства (подбор их оптимальных сочетаний) и, соответственно, цен на продукцию.  Это приводит к перемещению экономических ресурсов из областей низкой эффективности в области более высокой эффективности,
  • оптимизация системы мотивации менеджмента и персонала и т.д.

4) Стратегического управления:

  • выбор направления стратегического развития,
  • контроль реализации выбранной стратегии и при необходимости коррекция стратегии (в частности, реинжиниринг и реструктуризация фирмы),
  • реализация остаточных прав управления (за рамками Устава и договоров) и т.д.