1. Наука как система знаний и вид духовного производства. Движущие силы развития науки.

Наука – система понятий о законах и явлениях окружающего мира и духовной деятельности человека, направленная на предугадывания и преобразования действительности в интересах общества; исторически сложившаяся форма человеческой деятельности «духовного производства», имеющая в своем содержании результатом целенаправленные факторы, выработанные гипотезы и теории с лежащими в их основе законами, приемами и методами исследования.

 

Особенности науки как системы знаний:

  1. Научные знания отличаются от обыденного знания. Нахождение новых фактов и результатов. Научное знание объясняет эти факты и результаты с помощью теорий, законов и гипотез.
  2. Наука – систематизированное знание, но не всякое систематизированное знание является научным (каталог, словарь).
  3. Научное знание определяет логически организованная система.
  4. Отличительной чертой науки, как системы знаний является относительная адекватность отражаемому объекту. В научном знании есть содержащаяся независимо от человека некая объективная истина.
  5. Научные знания дают возможность предсказать факты и явления раннее не известные на основе созданных законов и теорий.
  6. Наука имеет в качестве объекта своего исследования ненаблюдаемое явление, т.е. исследование сущности явлений, а не описание его.
  7. Надежность и проверяемость научных знаний.
  8. Научные знания выражаются и фиксируются в языке науке.
  9. Научные знания должны служить практике. Практическая ценность научных знаний.

 

 

Движущие силы развития науки.

Существуют два основных подхода к развитию науки:

1) Экстерналистический. Объясняет развитие науки внешними факторами. Движущей силой развития науки здесь является практика. Проблему выбора направления научного исследования люди решают на основе экономических потребностей. Существуют практические потребности и технические возможности. Наука развивается исходя из практических потребностей.

2) Интерналистский. Путь внутренних закономерностей. Научные исследования развиваются не только на основе потребностей практики. Создание какой-либо теории знаний в одной области рано или поздно воздействует на знания в другой области. Здесь движущей силой развития науки является интерес. Наука строит свои знания на базе тех знаний, которые уже были созданы.

Очень важным фактором развития науки является взаимодействие и взаимосвязь наук в форме дифференциации и интеграции. Социально-экономические условия могут либо замедлять, либо ускорять темпы развития науки. Очень важна роль личности в развитии науки. Наука полностью зависит от людей. Какой бы гениальный человек не был, он ни одного шага не может сделать в науке один. Надо обладать талантом, знанием, трудолюбием. В науке открытие это скачок. Этот скачок может делать не каждый человек, а человек, обладающий какими-либо способностями.