1. Либерализм австрийской школы в трудах Хайека

1. Либерализм австрийской школы в трудах Хайека: методология, идея рассеянного знания, спонтанного порядка, информационная и координационная функция цен, конкуренция как процедура открытия.

Либерализм - общественное движение, провозглашающие свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества; поддерживающее свободу частного предпринимательства и конкуренции; поддерживающее (в политике) правовое государство, парламентскую демократию, расширение политических и гражданских прав и свобод.

Хайек полностью отрицал необходимость государственного регулирования. Он полагал вредным существование государственной монополии в сфере денежного обращения. Лучший вариант денежного хозяйства - выпуск каждым коммерческим банком собственных денег, обеспеченных своими средствами. Демократия - идеал, поскольку она – единственная защита против тирании.

Методология Хайека: социологический подход к общественным, в том числе экономическим явлениям. При этом собственно экономическое содержание рассматриваемых явлений, как правило, остается в тени.

I. Принципиальная ограниченность человеческого знания, которое не существует в виде законченного набора сведений, в формулах или цифрах, а «рассеяно» среди людей, каждый из которых обладает частицей этого знания.  => невозможно выработать объективную картину мира и экономики; убежденность, что любая информация о системе, хуже и беднее той, которая в системе циркулирует.

II. Совокупность норм и институтов формирует социальный порядок, который поддерживается через действия людей, но сам по себе не является порождением сознательной воли и не поддается целенаправленному регулированию. Но он важен для достижения множества других целей, которыми руководствуются люди и которые в целом никому не известны. Речь идет о «расширенном, или спонтанном, порядке», исследование которого и представляет предмет общественной науки в целом.

III. Рынок неотделим от процесса формирования, распространения и использования знания. Большая часть знания, необходимого субъектам, воплощена в ценах, которые являются главными информационными и координационными сигналами в экономике. Система цен у Хайека — это информационно-коммуникационная сеть. Цены — это не справедливое вознаграждение за прошлые усилия, а свидетельство полезности блага с точки зрения разных людей, а не каких-либо внешних критериев.

IV. Рыночный процесс (как процесс распространения знания) неотделим от процесса конкуренции - процесс продвижения вперед, или процедура открытия нового — возможностей и предпочтений, а также способов их удовлетворения. Конкуренция представляет ценность в той мере, в какой ее результаты непредсказуемы и отличны от тех, на которые кто-либо рассчитывал. Эффект конкуренции в том, что некоторые ожидания не оправдываются, а намерения не реализуются. Отсюда трактовка прибыли как связанной не с определенным фактором производства, а со способностью человека к творчеству в условиях неопределенности.